Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » В любом ли случае налоговый орган, проводящий камеральную проверку, вправе истребовать первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию, при выявлении несоответствия этих данных сведениям, содержащимся в документах, полученных налоговым органом в ходе налогового контроля?
23.10.2020

В любом ли случае налоговый орган, проводящий камеральную проверку, вправе истребовать первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию, при выявлении несоответствия этих данных сведениям, содержащимся в документах, полученных налоговым органом в ходе налогового контроля?

Вопрос: Как отметил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15.03.2012 N 14951/11, НК РФ предусматривает право налогового органа истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля. В любом ли случае налоговый орган, проводящий камеральную проверку, вправе истребовать у налогоплательщика документы?
 
Ответ: Случаи, в которых налоговый орган, проводящий камеральную проверку, вправе истребовать у налогоплательщика пояснения и (или) документы, прямо обозначены в ст. 88 Налогового кодекса РФ. При этом налогоплательщику предоставлено дополнительное право наряду с пояснениями представлять в налоговый орган необходимые подтверждающие документы.
 
Обоснование: Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 15.03.2012 N 14951/11 по делу N А40-54354/10-4-301 рассмотрен вопрос о возможности истребования налоговым органом первичных документов в рамках проводимой камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, которой была уменьшена сумма налога к уплате. Согласно изложенной позиции суда основаниями для истребования первичных документов (накладных, актов приема-передачи, ведомостей) должны являться выявленные противоречия между данными уточненной налоговой декларации и сведениями, полученными в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщика.
Таким образом, по сути, говорилось о расширении прав налогового органа на истребование у налогоплательщиков документов в рамках камеральной налоговой проверки налоговых деклараций с учетом требований ст. 88 НК РФ (в редакции, действующей на момент рассмотрения судебного дела).
В настоящее время указанная ситуация урегулирована на законодательном уровне. НК РФ установлены случаи, при которых налоговый орган вправе истребовать в ходе камеральной налоговой проверки пояснения, а также первичные документы. Так, Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» п. 3 ст. 88 НК РФ дополнен абзацами следующего содержания.
При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
Вместе с тем п. 4 ст. 88 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика наряду с представлением пояснений в указанных случаях дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Указанная статья также дополнена п. 8.3 следующего содержания.
При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно налогоплательщик заинтересован в том, чтобы обосновать первичными документами причины подачи уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а также размер полученного им убытка.
Кроме того, необходимо отметить изменения, внесенные вышеуказанным Федеральным законом, которым п. 8.1 ст. 88 НК РФ изложен в новой редакции. Начиная с 1 января 2015 г. предусмотрено право налогового органа истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы по операциям в случае установления противоречий, несоответствий, которые свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Таким образом, в настоящее время НК РФ четко разграничены случаи, когда налоговый орган вправе при проведении камеральной налоговой проверки требовать пояснения, а когда — представления первичных документов, что должно повлечь уменьшение судебных споров по указанному вопросу.
 
Е.С.Григоренко
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
14.08.2014