Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Гражданско-правовые отношения признаны трудовыми по соглашению сторон на основании заявления исполнителя по договору. Может ли инспекция по труду при проведении плановой проверки привлечь работодателя к ответственности за то, что ранее заключенный гражданско-правовой договор фактически регулировал трудовые отношения?
23.10.2020

Гражданско-правовые отношения признаны трудовыми по соглашению сторон на основании заявления исполнителя по договору. Может ли инспекция по труду при проведении плановой проверки привлечь работодателя к ответственности за то, что ранее заключенный гражданско-правовой договор фактически регулировал трудовые отношения?

Вопрос: Гражданско-правовые отношения признаны трудовыми по соглашению сторон на основании заявления исполнителя по договору. Может ли инспекция по труду при проведении плановой проверки привлечь работодателя к ответственности за то, что ранее заключенный гражданско-правовой договор фактически регулировал трудовые отношения?
 
Ответ: Признание работодателем гражданско-правовых отношений трудовыми по заявлению работника не исключает ответственности работодателя за неправомерное заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, так как Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает освобождения от ответственности по ст. 5.27 в случае, когда работодатель самостоятельно прекратил правонарушение. Если в ходе проверки будут выявлены нарушения трудового законодательства и сроки привлечения к ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, еще не истекли, инспектор по труду может привлечь работодателя к административной ответственности.
 
Обоснование: Трудовые отношения возникают на основании трудового договора, а также в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями (ч. 2 ст. 16 Трудового кодекса РФ).
Исходя из смысла ч. 1 ст. 19.1 ТК РФ лицо, являющееся заказчиком по гражданско-правовому договору, может признать эти отношения трудовыми на основании письменного заявления лица, являющегося исполнителем по вышеуказанному договору.
Если гражданско-правовые отношения впоследствии были признаны трудовыми отношениями в порядке, установленном ч. 1 — 3 ст. 19.1 ТК РФ, такие трудовые отношения считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных указанным договором обязанностей (ч. 4 ст. 19.1 ТК РФ).
Поэтому в приказе работодателя о признании отношений по гражданско-правовому договору трудовыми необходимо указать, что действия трудового договора распространяются и на ранее возникшие отношения (с указанием даты, с которой исполнитель обязан был приступить к обязанностям на основании гражданско-правового договора).
Необходимо обратить внимание, что признание указанных отношений трудовыми повлечет перерасчет и уплату работодателем налогов и страховых взносов в ПФР, ФСС РФ.
Вместе с тем трудовое законодательство априори не допускает заключать гражданско-правовые договоры, если между работником и работодателем фактически имеют место трудовые отношения (ч. 2 ст. 15 ТК РФ). За это работодатель может быть привлечен к административной ответственности (за нарушение законодательства о труде по ст. 5.27 КоАП РФ). А с 1 января 2015 г. вводится прямая норма об административной ответственности именно за факт заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
КоАП РФ не предусматривает освобождения от ответственности по ст. 5.27 в случае, когда работодатель самостоятельно прекратил правонарушение. Но это может быть учтено как смягчающее ответственность обстоятельство (пп. 2, 4, 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях. Если в ходе проверки будут выявлены нарушения трудового законодательства и сроки привлечения к ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, еще не истекли, инспектор должен составить протокол и возбудить дело об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.5, п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении 3 месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении данный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Здесь же указано, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Исходя из этого определения полагаем, что заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, является длящимся правонарушением.
В рассматриваемом случае стороны признали гражданско-правовые отношения трудовыми. То есть правонарушение устранено самим правонарушителем.
Как в таком случае исчислять срок давности — законодатель не уточнил. Ввиду того что нет специальных норм для срока давности привлечения к административной ответственности за длящиеся правонарушения, которые прекращены самим правонарушителем, полагаем, что к ним применяется общий срок давности, то есть один год со дня обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
 
М.С.Иванова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
29.08.2014