Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вправе ли организация учитывать в целях налогообложения расходы на телефонные услуги по переговорам со сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, если телефонные переговоры производились с целью поиска потенциальных клиентов организации, однако они успехом не закончились и договоры с данными контрагентами заключены организацией не были?
20.10.2020

Вправе ли организация учитывать в целях налогообложения расходы на телефонные услуги по переговорам со сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, если телефонные переговоры производились с целью поиска потенциальных клиентов организации, однако они успехом не закончились и договоры с данными контрагентами заключены организацией не были?

Вопрос: Вправе ли организация учитывать в целях налогообложения расходы на телефонные услуги по переговорам со сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, если телефонные переговоры производились с целью поиска потенциальных клиентов организации, однако они успехом не закончились и договоры с данными контрагентами заключены организацией не были?
 
Ответ: Рассматриваемые расходы организация вправе учитывать в целях налогообложения прибыли при условии надлежащего документального их подтверждения.
 
Обоснование: В силу п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационной сети Интернет и иных аналогичных систем).
При этом, как неоднократно разъясняли Минфин России и налоговые органы (см., например, Письма УФНС России по г. Москве от 19.10.2012 N 16-15/099933@ и Минфина России от 03.09.2012 N 03-03-06/4/95), обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
По нашему мнению, тот факт, что телефонные переговоры производились с целью поиска потенциальных клиентов организации, однако они успехом не закончились и договоры с данными контрагентами заключены организацией не были, не препятствует учету расходов на телефонные услуги по переговорам с ними, поскольку данные расходы связаны с направленностью деятельности организации на получение прибыли.
Таким образом, рассматриваемые расходы организация вправе учитывать в целях налогообложения прибыли при условии надлежащего документального их подтверждения.
Дополнительно отметим, что документами, подтверждающими произведенные налогоплательщиком затраты на оплату услуг связи, являются:
— утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использовать связь;
— договор с оператором на оказание услуг связи;
— детализированные счета оператора связи.
Данные выводы следуют из Писем Минфина России от 19.01.2009 N 03-03-07/2 и УФНС России по г. Москве от 25.06.2010 N 16-15/066760@.
В Письме ФНС России от 15.07.2011 N ЕД-4-3/11460@ рассмотрен вопрос о возможности принятия в целях налогообложения прибыли в расходах стоимости телефонных переговоров междугородной связи с представителями еще не клиентов, но, возможно, будущих (потенциальных) клиентов, если переговоры осуществляются в целях поиска клиентов для реализации продукции на территории всей Российской Федерации.
Как отметили налоговики, в том случае, если по телефону сообщается информация, отвечающая требованиям Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», то расходы по проведению таких мероприятий признаются в целях налогообложения прибыли расходами на рекламу, стоимость междугородных телефонных переговоров учитывается в составе прочих расходов с учетом требований п. 4 ст. 264 НК РФ.
Здесь необходимо заметить, что п. 4 ст. 252 НК РФ предусматривает, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Следовательно, рассматриваемые затраты могут учитываться в целях налогообложения прибыли, а какое основание применять — расходы на телефонные услуги или расходы на рекламу — решает сам налогоплательщик.
 
Ю.К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
06.08.2013