Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Работники организации на собрании утвердили требования к работодателю, однако не зафиксировали их в письменной форме и озвучили работодателю устно. Обязан ли работодатель принимать к рассмотрению эти требования, если не была соблюдена письменная форма их направления, установленная ч. 2 ст. 399 ТК РФ?
19.10.2020

Работники организации на собрании утвердили требования к работодателю, однако не зафиксировали их в письменной форме и озвучили работодателю устно. Обязан ли работодатель принимать к рассмотрению эти требования, если не была соблюдена письменная форма их направления, установленная ч. 2 ст. 399 ТК РФ?

Вопрос: Работники организации на собрании утвердили требования к работодателю, однако не зафиксировали их в письменной форме и озвучили работодателю устно. Обязан ли работодатель принимать к рассмотрению эти требования, если не была соблюдена письменная форма их направления, установленная ч. 2 ст. 399 ТК РФ?
 
Ответ: Работодатель имеет право не принимать к рассмотрению требования работников в рамках коллективного спора, если не была соблюдена письменная форма их направления, установленная ч. 2 ст. 399 Трудового кодекса РФ.
 
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Процедура выдвижения требований работников и их представителей установлена в ст. 399 ТК РФ.
Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст. ст. 29 — 31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ.
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.
Таким образом, в ст. 399 ТК РФ подчеркивается, что требования работников излагаются строго в письменной форме.
Помимо этого, работодатель, принявший требования работников, в течение двух рабочих дней обязан в письменной форме сообщить в представительный орган работников организации о принятом решении (ч. 1 ст. 400 ТК РФ).
Как мы видим, соблюдение письменной формы в рамках коллективного спора обеими его сторонами — обязательное условие правомерности соответствующих процедур.
Таким образом, полагаем, что работодатель имеет право не принимать к рассмотрению требования, если не была соблюдена письменная форма их направления, установленная ч. 2 ст. 399 ТК РФ.
 
Е.А.Чершинцева
Национальный исследовательский
университет «Высшая школа экономики»
18.07.2013