Вопрос: Вправе ли работодатель уволить работника за жалобы, полученные от клиентов (часть из них зафиксирована в книге жалоб и предложений)?
Ответ: Работодатель не вправе за жалобы, полученные от клиентов (часть из них зафиксирована в книге жалоб и предложений), сразу уволить работника. Необходимо наложить дисциплинарное взыскание на работника, соблюдая процедуру, предусмотренную ст. 193 Трудового кодекса РФ. И только при повторном совершении работником дисциплинарного проступка работодатель имеет право уволить работника.
Обоснование: Статьей 81 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работодатель вправе уволить работника по своей инициативе. При этом в ней отсутствует норма, позволяющая сразу уволить работника за жалобу от клиента, которая зафиксирована в книге жалоб и предложений.
При этом согласно п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе уволить работника в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарные взыскания предусмотрены ст. 192 ТК РФ. Согласно данной статье за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В соответствии со ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Таким образом, работодатель не вправе за жалобы, полученные от клиентов (часть из них зафиксирована в книге жалоб и предложений), сразу уволить работника.
При наличии жалоб от клиентов в книге жалоб и предложений работодателю следует поступить следующим образом:
1. Необходимо ознакомить работника с полученными жалобами от клиентов и потребовать у него письменное объяснение.
2. На основании жалоб клиента и письменного объяснения сделать вывод и применить (или не применить) дисциплинарное взыскание. Для этого работодатель издает приказ о наложении дисциплинарного взыскания.
Если в дальнейшем работник совершит дисциплинарный проступок снова, то работодатель вправе будет уволить работника, применив п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Напомним, что согласно ст. 194 ТК РФ, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Н.В.Ивашко
ООО «КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
09.09.2014