Вопрос: В отношении организации проведена выездная налоговая проверка. После вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки учредителями организации было принято решение о добровольной ликвидации организации и создании ликвидационной комиссии. Соответствующее сообщение было представлено в налоговый орган. Спустя две недели после передачи в налоговый орган сообщения о ликвидации в адрес организации поступило требование об уплате налога, пеней и штрафа (по результатам выездной налоговой проверки).
Правомерно ли в адрес ликвидируемого налогоплательщика выставлено требование об уплате налога, пеней и штрафа?
Ответ: Выставление требования об уплате налога, пеней и штрафа в адрес организации после решения ее участников о добровольной ликвидации является правомерным, так как не нарушает установленный законодательством порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.
Обоснование: В силу пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
Статьей 87 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Порядок проведения выездных налоговых проверок установлен ст. 89 НК РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Статьей 49 НК РФ предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации (п. п. 1, 3 ст. 49 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3 ст. 62 ГК РФ).
На основании положений ст. 64 ГК РФ происходит удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого лица.
В силу п. 5 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
Расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды производятся в третью очередь (п. 1 ст. 64 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по принудительному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика (Постановления ФАС Поволжского округа от 31.07.2012 по делу N А57-23213/2011, ФАС Уральского округа от 15.12.2008 по делу N А76-9452/08).
Между тем следует отметить, что направление налоговым органом налогоплательщику требования хотя и является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации (на основании позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04), но по своей сути мерой принудительного взыскания, предусмотренной ст. ст. 46 и 47 НК РФ, не является (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по делу N А67-7786/2012).
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 15.04.2014 по делу N А12-16429/2013 указал, что ни нормы НК РФ, ни нормы ГК РФ не содержат положений об освобождении организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи (налоги), в то время как ст. 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах, и в качестве такого основания начало процедуры ликвидации организации-налогоплательщика не предусмотрено законом.
Положения ст. 49 НК РФ также не исключают предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ права налогового органа на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением к ликвидируемому налогоплательщику в связи с невозможностью бесспорного взыскания. Указанное право налогового органа не связывается с наличием либо отсутствием процедуры ликвидации налогоплательщика.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в п. 13 Информационного письма от 11.08.2004 N 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании», требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика об уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
На основании изложенного выставление налоговым органом в адрес ликвидируемого налогоплательщика требования об уплате налога, пеней и штрафа является правомерным.
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания «Юново»
12.09.2014