Вопрос: Налоговый орган проводит выездную налоговую проверку по НДФЛ организации — налогового агента за 2013 г. Налоговый агент отказался представлять инспекции какие-либо документы, связанные с исчислением, удержанием и перечислением налога в бюджет. Вправе ли налоговый орган воспользоваться нормами пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ и исчислить НДФЛ на основании данных расчета по форме РСВ-1 ПФР?
Ответ: Поскольку в действиях налогового агента усматривается явная недобросовестность, налоговый орган вправе применить в рассматриваемой ситуации положения пп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ. При этом одним из вариантов определения суммы НДФЛ, подлежащей уплате налоговым агентом, является использование данных расчета по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п, о суммах выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц. Учитывая, что налоговым агентом не представлены в том числе документы, подтверждающие права налогоплательщиков — физических лиц на налоговые вычеты, исчисление налоговой базы производится без учета положений ст. ст. 218 — 221 НК РФ.
Обоснование: По общему правилу, установленному п. 1 ст. 226 НК РФ, российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. В силу п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В силу ст. 41 НК РФ исчисление НДФЛ и, соответственно, налоговой базы должно носить персонифицированный характер в отношении конкретного дохода конкретного налогоплательщика (см., например, Письма Минфина России от 06.03.2013 N 03-04-06/6715, от 30.08.2012 N 03-04-06/6-262, от 15.04.2008 N 03-04-06-01/86).
Вместе с тем пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено как на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которых не должно иметь произвольных оснований, так и на создание дополнительных гарантий прав налогоплательщиков и обеспечение баланса публичных и частных интересов (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.2012 N 16282/11).
По нашему мнению, поскольку в действиях налогового агента усматривается явная недобросовестность, налоговый орган обязан применить в рассматриваемой ситуации положения пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. При этом одним из возможных вариантов определения суммы НДФЛ, подлежащей уплате в целом по налоговому агенту, является использование данных расчета по форме РСВ-1 ПФР о суммах выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (пп. 2.2.2 Соглашения ФНС России N ММВ-27-2/5, ПФР N АД-30-33/04сог от 22.02.2011 «По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации»).
Учитывая, что налоговым агентом не представлены в том числе документы, подтверждающие права налогоплательщиков — физических лиц на налоговые вычеты, исчисление налоговой базы производится без учета положений ст. ст. 218 — 221 НК РФ.
А.В.Телегус
К. э. н.
Член Палаты налоговых консультантов
Российской Федерации
13.09.2014