Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Работники филиала организации инициировали коллективный трудовой спор, утвердив на общем собрании свои требования и направив их руководителю филиала. Учредительными и иными документами организации руководитель филиала не наделен полномочиями на представление интересов работодателя в коллективных трудовых спорах. Правомерны ли действия работников? Если да, то что должен предпринять руководитель филиала в этой ситуации?
19.10.2020

Работники филиала организации инициировали коллективный трудовой спор, утвердив на общем собрании свои требования и направив их руководителю филиала. Учредительными и иными документами организации руководитель филиала не наделен полномочиями на представление интересов работодателя в коллективных трудовых спорах. Правомерны ли действия работников? Если да, то что должен предпринять руководитель филиала в этой ситуации?

Вопрос: Работники филиала организации инициировали коллективный трудовой спор, утвердив на общем собрании свои требования и направив их руководителю филиала. Учредительными и иными документами организации руководитель филиала не наделен полномочиями на представление интересов работодателя в коллективных трудовых спорах. Правомерны ли действия работников? Если да, то что должен предпринять руководитель филиала в этой ситуации?
 
Ответ: Действия работников филиала, утвердивших на общем собрании свои требования и направивших их руководителю филиала, правомерны. Руководитель филиала, не наделенный учредительными и иными документами организации полномочиями на представление интересов работодателя в коллективных трудовых спорах, должен принять от работников указанные требования и передать их соответствующему органу, наделенному полномочиями решать данные вопросы.
 
Обоснование: Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ч. 1 ст. 398 Трудового кодекса РФ).
Порядок выдвижения требований работников и их представителей закреплен в ст. 399 ТК РФ.
Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст. ст. 29 — 31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ.
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.
Работодатель, в свою очередь, обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения указанных требований (ч. 1 ст. 400 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 33 ТК РФ интересы работодателя при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации или уполномоченные им лица.
Непосредственный руководитель работников — руководитель филиала в силу своей должности выступает в трудовых отношениях с работниками в качестве представителя работодателя. Конкретные полномочия (в числе которых могут быть и полномочия на представление интересов работодателя при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров) устанавливаются в учредительных и иных документах организации (уставе, положении о филиале, доверенности и др.).
Отметим, что ч. 1 ст. 33 ТК РФ говорит не о представителе работодателя, а об уполномоченном им лице, то есть лице, наделенном работодателем определенными полномочиями на представление интересов в коллективных трудовых спорах.
В рассматриваемой ситуации учредительными и иными документами организации руководитель филиала не наделен полномочиями на представление интересов работодателя в коллективных трудовых спорах. Таким образом, руководитель филиала является представителем работодателя, но не в отношениях, связанных с коллективными трудовыми спорами, так как соответствующие полномочия ему не предоставлены.
Таким образом, ни филиал, ни руководитель филиала не являются стороной коллективного трудового спора. Стороной коллективного трудового спора является работодатель — руководитель организации (ч. 1 ст. 33, ст. 398 ТК РФ). Работники же направили свои требования руководителю филиала.
ТК РФ не устанавливает порядка действий руководителя филиала в рассматриваемой ситуации.
Однако аналогичное дело рассматривалось Верховным Судом РФ (см. Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2007 N 45-Г07-18). В указанном акте суд признал действия работников правомерными, так как учредительные документы и локальные нормативные акты организации не предусматривали конкретных полномочий органов управления в отношении представительства работодателя в коллективных трудовых спорах. Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что директор филиала не только вправе был принять от работников требования, касающиеся условий труда, но и должен был передать их соответствующему органу, наделенному полномочиями решать данные вопросы.
Таким образом, учитывая позицию Верховного Суда РФ по указанному вопросу, можно сделать вывод, что действия работников филиала, утвердивших на общем собрании свои требования и направивших их руководителю филиала, правомерны. Руководитель филиала в рассматриваемой ситуации должен принять от работников указанные требования и передать их соответствующему органу, наделенному полномочиями решать данные вопросы.
 
Е.А.Чершинцева
Национальный исследовательский
университет «Высшая школа экономики»
18.07.2013