Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Правомерен ли отказ исполнительного органа субъекта РФ в предоставлении организации участка для размещения на нем объекта недвижимости из-за того, что его формирование в испрашиваемых границах приведет к вклиниванию в сложившееся землепользование и к изломанности границ?
23.10.2020

Правомерен ли отказ исполнительного органа субъекта РФ в предоставлении организации участка для размещения на нем объекта недвижимости из-за того, что его формирование в испрашиваемых границах приведет к вклиниванию в сложившееся землепользование и к изломанности границ?

Вопрос: Организация обратилась в уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости. Земельный участок, на котором она планировала разместить объект недвижимости, является смежным с иными участками и имеет изломанную пограничную линию, обозначенную забором. Организации отказали в предоставлении испрашиваемого участка в связи с тем, что его формирование в испрашиваемых границах приведет к вклиниванию в сложившееся землепользование и к изломанности границ.
Правомерен ли отказ уполномоченного исполнительного органа?
 
Ответ: Исходя из условий вопроса отказ уполномоченного органа неправомерен. Наличие изломанных границ не является основанием для отказа в предоставлении участка.
 
Обоснование: На основании п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пункт 2 ст. 31 ЗК РФ устанавливает, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пункт 5 ст. 31 ЗК РФ предусматривает, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ определено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Таким образом, только при наличии определенных в законодательстве обстоятельств уполномоченный орган может отказать заявителю.
При этом обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку (ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с пп. 4 п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом в виде прохода (шириной не менее одного метра) или проезда (шириной не менее трех с половиной метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
По нашему мнению, законодатель, называя вклинивание и изломанность границ недостатками, указывает на то, что данные обстоятельства опасны не сами по себе, а в силу препятствования рациональному использованию и охране земель.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 23.05.2014 N Ф03-1846/2014 указано, что предоставление спорного земельного участка индивидуальному предпринимателю сделает невозможными подъезд и подход к земельным участкам, занятым торговыми объектами, а также к земельному участку, занятому зданием общественного туалета, приведет к вклиниванию, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Из указанного можно сделать вывод, что сама по себе изломанность границ не является безусловным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого участка.
При этом в Постановлении ФАС Поволжского округа от 22.05.2014 N А55-14171/2013 отражено, что изломанность границ испрашиваемого свободного участка образовалась, так как граница спорного земельного участка полностью повторяет изломанность границ смежных земельных участков и обусловлена наличием искусственного рубежа — «единого забора». Граница образуемого земельного участка совпадает с границей смежного земельного участка: граница спорного земельного участка совпадает полностью с границами смежных земельных участков.
На этом основании суд сделал вывод о том, что образование спорного земельного участка не приводит к недостаткам, установленным ст. 11.9 ЗК РФ (см. также Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.02.2013 по делу N А45-18339/2012, от 27.01.2010 по делу N А02-1112/2008).
Таким образом, по-нашему мнению, если формирование земельного участка в испрашиваемых границах не препятствует рациональному использованию данного земельного участка и смежных с ним участков, отказ уполномоченного органа организации неправомерен.
 
В.Д.Пичужкин
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
18.09.2014