Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Налоговый орган отказывается ставить отметку на заявлении о ввозе товаров, так как декларация по косвенным налогам (НДС) и заявление представлены организацией с опозданием. Правомерно ли это? Сможет ли организация принять к вычету уплаченный НДС? Какие санкции грозят организации за данное правонарушение?
23.10.2020

Налоговый орган отказывается ставить отметку на заявлении о ввозе товаров, так как декларация по косвенным налогам (НДС) и заявление представлены организацией с опозданием. Правомерно ли это? Сможет ли организация принять к вычету уплаченный НДС? Какие санкции грозят организации за данное правонарушение?

Вопрос: Организация импортирует товар из Казахстана в РФ. В апреле 2014 г. товар принят на учет. НДС уплачен своевременно. Декларация по косвенным налогам (НДС) и заявление о ввозе товаров поданы с опозданием (28 мая 2014 г.). Налоговый орган отказывается ставить отметку на заявлении, ссылаясь на то, что документы представлены с опозданием. Правомерен ли отказ налогового органа? Сможет ли организация принять к вычету уплаченный НДС в рассматриваемой ситуации? Какие санкции грозят организации за несвоевременное представление декларации и заявления?
 
Ответ: Обстоятельство представления налоговой декларации и заявления с нарушением установленного срока не может являться самостоятельным основанием для отказа в проставлении налоговым органом соответствующей отметки на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Налогоплательщик вправе заявить к вычету сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров на территорию РФ с территории государства — члена Таможенного союза в порядке и на условиях, предусмотренных ст. ст. 171 и 172 Налогового кодекса РФ, в том числе и в случае, когда налоговая декларация и заявление были представлены им несвоевременно.
Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет ответственность, установленную ст. 119 НК РФ.
 
Обоснование: Пунктом 8 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее — Протокол по экспорту и импорту) установлено, что налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Такой декларацией является налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза, утвержденная приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н.
Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, предусмотренные указанным пунктом Протокола по экспорту и импорту, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — заявление) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде.
В соответствии с п. 6 Правил заполнения Заявления (приложение 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009) в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов, предусмотренных Протоколом по экспорту и импорту, должностное лицо налогового органа, принявшего заявление, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты) либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении и произвести соответствующие отметки в разд. 2 заявления.
При этом обстоятельство представления налоговой декларации и заявления с нарушением установленного п. 8 ст. 2 Протокола по экспорту и импорту срока не может являться самостоятельным основанием для отказа в проставлении налоговым органом соответствующей отметки на заявлении.
Согласно п. 9 ст. 2 Протокола по экспорту и импорту при представлении налогоплательщиком налоговой декларации с нарушением срока, установленного п. 8 ст. 2 Протокола по экспорту и импорту, налоговый орган применяет меры ответственности, установленные законодательством этого государства.
Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет ответственность, установленную ст. 119 НК РФ.
Пунктом 11 ст. 2 Протокола по экспорту и импорту предусмотрено, что суммы НДС, уплаченные по товарам, импортированным на территорию одного государства — члена Таможенного союза с территории другого государства — члена Таможенного союза, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления. Порядок применения вычетов установлен ст. 172 НК РФ.
При этом положения ст. ст. 171 и 172 НК РФ не ставят право на применение вычетов сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров с территории государств — членов Таможенного союза на территорию РФ, в зависимость от своевременности представления налоговой декларации.
С учетом изложенного налогоплательщик вправе заявить к вычету сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров на территорию РФ с территории государства — члена Таможенного союза в порядке и на условиях, предусмотренных ст. ст. 171 и 172 НК РФ, в том числе и в случае, когда налоговая декларация и заявление были представлены им несвоевременно.
 
И.С.Персикова
Государственный советник
Российской Федерации
1 класса
19.09.2014