Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Обязан ли учредитель ООО исполнять требование территориального органа ПФР о представлении документов в рамках выездной проверки, если действующий руководитель вправе представлять документы контролирующим органам, но уклоняется от их представления?
23.10.2020

Обязан ли учредитель ООО исполнять требование территориального органа ПФР о представлении документов в рамках выездной проверки, если действующий руководитель вправе представлять документы контролирующим органам, но уклоняется от их представления?

Вопрос: Учредитель организации (ООО) получил по почте на свой домашний адрес требование территориального органа ПФР о представлении документов в рамках выездной проверки организации. При этом у организации есть действующий руководитель, который вправе представлять все документы контролирующим органам. Учредитель связался с должностными лицами территориального органа ПФР по телефону, которые пояснили, что руководитель организации уклоняется от представления каких-либо документов, поэтому требование направлено учредителю.
Обязан ли учредитель исполнять требование о представлении документов?
 
Ответ: Действия территориального органа ПФР по направлению учредителю требования о представлении документов по причине уклонения руководителя организации от представления каких-либо документов не основаны на нормах законодательства РФ (если учредитель не является уполномоченным представителем организации на представление документов). Учредитель вправе не исполнять требование о представлении документов в рамках выездной проверки организации, даже учитывая тот факт, что руководитель организации уклоняется от представления каких-либо документов.
 
Обоснование: Территориальные органы ПФР вправе проводить в том числе выездные проверки организаций (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон N 212-ФЗ).
Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
Плательщик страховых взносов (то есть организация) обязан обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов (ч. 21 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
В силу ч. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ при проведении выездной проверки у плательщика страховых взносов (то есть у организации) могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 37 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо территориального органа ПФР, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Таким образом, документы в рамках проверки могут быть истребованы именно у проверяемой организации с вручением требования о представлении документов руководителю или уполномоченному представителю организации.
Однако из рассматриваемой ситуации следует, что требование о представлении документов было направлено учредителю, а не руководителю или уполномоченному представителю.
Стоит признать, что учредитель организации в принципе может быть как ее руководителем, так и уполномоченным представителем. Однако из представленной ситуации следует, что действующий руководитель не является учредителем.
Учредитель может быть представителем организации, например по доверенности. Это не запрещено, поскольку организация может выдать доверенность любому гражданину, в том числе и не работающему в ней (Решение Верховного Суда РФ от 06.06.2011 N ГКПИ11-617). Однако из ситуации не следует, что учредитель является представителем организации.
Следовательно, если учредитель не является уполномоченным представителем организации, в силу ч. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ ему не должно передаваться требование о представлении документов.
Из ситуации следует, что руководитель организации уклоняется от представления документов в рамках выездной проверки. Однако за непредставление документов прямо предусмотрена ответственность (ст. 48 Закона N 212-ФЗ). Также возможно наступление и административной ответственности — ст. 15.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом законодательство РФ не предусматривает, что в случае непредставления документов руководителем организации документы обязан представлять учредитель (или учредители).
С учетом этого считаем, что действия территориального органа ПФР по направлению учредителю требования о представлении документов не основаны на нормах законодательства РФ (если учредитель не является уполномоченным представителем организации на представление документов). В связи с этим учредитель, по нашему мнению, вправе не исполнять полученное требование.
 
Д.И.Шофман
ООО «ФондИнфо»
20.09.2014