Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация принимает наличные деньги через платежные терминалы для оплаты услуг сотовой связи, коммунальных услуг и Интернета. Можно ли привлечь ее к административной ответственности, если терминалы выдают не кассовый чек, а акт приема-передачи ЭЧП (квитанцию)?
23.10.2020

Организация принимает наличные деньги через платежные терминалы для оплаты услуг сотовой связи, коммунальных услуг и Интернета. Можно ли привлечь ее к административной ответственности, если терминалы выдают не кассовый чек, а акт приема-передачи ЭЧП (квитанцию)?

Вопрос: Организация осуществляет прием наличных денежных средств через платежные терминалы для оплаты услуг сотовой связи, коммунальных услуг и Интернета. При совершении операций платежный терминал выдает акт приема-передачи ЭЧП (квитанцию) вместо кассового чека. Правомерно ли привлечь организацию к административной ответственности в данном случае?
 
Ответ: Организацию, осуществляющую прием наличных денежных средств через платежные терминалы для оплаты услуг сотовой связи, коммунальных услуг и Интернета, привлечь к административной ответственности правомерно на основании ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку организация обязана была выдать клиентам кассовый чек, которым акт приема-передачи ЭЧП (квитанция) не является.
 
Обоснование: В силу ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ) платежный терминал — устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).
В силу п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Как установлено п. 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Пункт 2 указанной статьи закрепляет, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных п. 1 данной статьи, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа, осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.
В силу п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться такие реквизиты, как наименование организации, идентификационный номер организации-налогоплательщика, заводской номер контрольно-кассовой машины, порядковый номер чека, дата и время покупки (оказания услуги), стоимость покупки (услуги), признак фискального режима.
Соответственно, при приеме денежных средств через платежный терминал должны соблюдаться требования Закона N 54-ФЗ, а также организация обязана использовать ККТ в составе платежного терминала и выдавать кассовые чеки.
При этом схожий вопрос был предметом рассмотрения Второго арбитражного апелляционного суда. Так, суд в Постановлении от 20.03.2013 N А28-10782/2012 указал, что при осуществлении наличных денежных расчетов при оплате услуг сотовой связи оператору через платежный терминал клиенту вместо кассового чека был выдан документ — акт приема-передачи ЭЧП, не соответствующий требованиям законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Таким образом, акт приема-передачи ЭЧП не соответствует требованиям, предъявляемым к кассовым чекам, соответственно, при отсутствии у клиентов кассового чека при осуществлении приема наличных денежных средств через платежный терминал организация может быть привлечена к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
 
Г.Н.Афиногенова
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
22.09.2014