Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вправе ли инспекция по труду привлечь организацию к административной ответственности за непроведение аттестации рабочих мест в 2013 г. и непринятие мер для проведения специальной оценки условий труда на момент проведения проверки (февраль 2014 г.)?
23.10.2020

Вправе ли инспекция по труду привлечь организацию к административной ответственности за непроведение аттестации рабочих мест в 2013 г. и непринятие мер для проведения специальной оценки условий труда на момент проведения проверки (февраль 2014 г.)?

Вопрос: Инспекция по труду в рамках проводимой в феврале 2014 г. проверки организации установила следующие обстоятельства:
— в 2013 г. организация должна была провести аттестацию рабочих мест, но не сделала этого;
— в 2014 г. специальная оценка условий труда не проводилась и на момент проведения проверки договор на проведение специальной оценки не заключен.
Вправе ли контролирующие органы привлечь организацию к административной ответственности за непроведение аттестации рабочих мест в 2013 г. и непринятие мер для проведения специальной оценки условий труда на момент проведения проверки в 2014 г.?
 
Ответ: В 2014 г. контролирующие органы вправе привлечь организацию к административной ответственности за непроведение аттестации рабочих мест в 2013 г. (при условии, что организация обязана была провести аттестацию). Что же касается специальной оценки условий труда, то к моменту проведения проверки (февраль 2014 г.) организация еще не могла провести специальную оценку условий труда, поскольку к этому моменту еще не действовала методика ее проведения. Поэтому в феврале 2014 г. организацию не вправе привлечь к ответственности за непроведение спецоценки. Также заметим, что ответственность за непринятие каких-либо мер для проведения специальной оценки законодательством РФ, в принципе, не предусмотрена.
 
Обоснование: До 2014 г. организациям необходимо было проводить аттестацию рабочих мест (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»). Обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда должен был работодатель (абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, абз. 1 п. 6 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, далее — Порядок).
Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем указанного Порядка осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации) (п. 53 Порядка).
За нарушение законодательства о труде и охране труда (в том числе и за непроведение аттестации рабочих мест) работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) (ч. 2 ст. 212 ТК РФ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда (далее — Методика).
При этом по состоянию на февраль 2014 г. (то есть на момент проведения в организации проверки) Приказ Минтруда России N 33н еще не вступил в силу, поэтому Методика применяться не могла. Соответственно, к февралю 2014 г. организация, по нашему мнению, не могла обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Без утвержденной Методики проводить специальную оценку нельзя (см., например, п. 3 ч. 2 ст. 6, ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 10, ч. 6 ст. 14 Закона N 426-ФЗ).
Получается, что на момент проведения проверки процедура аттестации рабочих мест уже была отменена, а специальная оценка условий труда не могла быть проведена.
Однако в соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. При этом в силу ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
С учетом этого полагаем, что в 2014 г. контролирующие органы вправе привлечь организацию к ответственности за непроведение аттестации (если организация была обязана ее провести).
При этом считаем, что контролирующие органы не вправе привлекать организацию к административной ответственности на основании ст. 5.27 КоАП РФ за непроведение специальной оценки условий труда, поскольку провести ее к моменту проведения проверки не представлялось возможным (ввиду отсутствия Методики). Тот факт, что на момент проведения проверки организация не заключила договор на проведение специальной оценки, правового значения, по нашему мнению, не имеет, поскольку законодательство РФ не предусматривает административной ответственности за непринятие каких-либо мер в целях проведения специальной оценки условий труда.
Дополнительно обратим внимание, что в рассматриваемом вопросе не сказано, обязана ли была организация провести специальную оценку условий труда к моменту проведения проверки. При этом специальная оценка может проводиться в том числе поэтапно (то есть в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части). Такая оценка должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
 
Д.И.Шофман
ООО «ФондИнфо»
22.09.2014