Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » В ходе проверки управление Роскомнадзора выявило, что организация подключена к сети радиоэлектронного средства, не введенного в эксплуатацию в установленном порядке, в связи с чем ее привлекли к административной ответственности по ст. 13.7 КоАП РФ. Правомерно ли это, если связь между радиоэлектронным средством и оборудованием третьих лиц не устанавливалась и услуги связи не оказывались?
23.10.2020

В ходе проверки управление Роскомнадзора выявило, что организация подключена к сети радиоэлектронного средства, не введенного в эксплуатацию в установленном порядке, в связи с чем ее привлекли к административной ответственности по ст. 13.7 КоАП РФ. Правомерно ли это, если связь между радиоэлектронным средством и оборудованием третьих лиц не устанавливалась и услуги связи не оказывались?

Вопрос: Управление Роскомнадзора провело проверку организации на предмет соблюдения последней лицензионных условий, обязательных требований при оказании услуг электросвязи. В ходе проверки выявлено подключение к сети радиоэлектронного средства, не введенного в эксплуатацию в установленном порядке. На основании результатов проверки организацию привлекли к административной ответственности по ст. 13.7 КоАП РФ за нарушение правил эксплуатации сооружений связи. Организация считает привлечение к административной ответственности неправомерным, поскольку связь между радиоэлектронным средством и оборудованием третьих лиц не устанавливалась, услуги связи не оказывались, а подключение указанного средства к сети без оказания услуг связи исключает административную ответственность. Правомерна ли в представленном случае позиция организации?
 
Ответ: Считаем, что в представленном случае позиция организации является неправомерной. Организация подключила радиочастотное средство к сети, тем самым фактически начав оказывать услуги связи. При этом указанное сооружение связи не было введено в эксплуатацию в установленном законом порядке. В действиях организации присутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 
Обоснование: В соответствии со ст. 13.7 КоАП РФ несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2009 N 05АП-5370/2009 по делу N А24-4341/2009).
Согласно абз. 1 — 3 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 21.07.2014) оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи.
Согласно п. 3.1 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных Приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N 113 (далее — Правила N 113), в эксплуатацию вводятся новые сооружения связи, а также сооружения связи, на которых в результате реконструкции (расширения, технического перевооружения) изменились зарегистрированные показатели. Зарегистрированные показатели — зафиксированные в выданном органом госсвязьнадзора разрешении на эксплуатацию сооружения связи объемные показатели, состав и характеристики используемого оборудования, места его размещения, а также условия присоединения сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования. Сооружение связи в соответствии с проектом может вводиться в целом или по частям (вводимая очередь, пусковой комплекс). При этом должно соблюдаться условие — на сооружении связи в целом или на его части (вводимой очереди, пусковом комплексе) возможно оказание услуг связи.
Согласно п. 3.5 Правил N 113 ввод в эксплуатацию сооружения связи включает приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки, а также выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи.
Исходя из п. 3.10 Правил N 113 до ввода сооружения связи в эксплуатацию не допускается его использование для предоставления услуг связи.
В рассматриваемом вопросе в ходе проведенной управлением проверки выявлено подключение к сети радиоэлектронного средства, не введенного в эксплуатацию в установленном порядке. На основании результатов проверки организация привлечена к административной ответственности по ст. 13.7 КоАП РФ за нарушение правил эксплуатации сооружений связи.
Тем не менее, учитывая изложенное, считаем, что в представленном случае позиция организации является неправомерной. Подключив радиочастотное средство к сети, организация фактически стала оказывать услуги связи, поскольку третьи лица могли установить радиоэлектронное соединение, при условии, что радиочастотное устройство не было надлежащим образом введено в эксплуатацию. При этом указанное сооружение связи не было введено в эксплуатацию в установленном законом порядке. В действиях организации присутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.7 КоАП РФ.
 
А.А.Филонов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
29.09.2014