Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Салон красоты и производитель парфюмерии и косметики будут осуществлять совместную рекламу в виде объявления в рекламных журналах. Салон красоты оплатит рекламную кампанию в полном объеме, производитель будет раздавать печатные материалы с рекламой. Как салон красоты должен учитывать эти расходы в целях налогообложения прибыли?
23.10.2020

Салон красоты и производитель парфюмерии и косметики будут осуществлять совместную рекламу в виде объявления в рекламных журналах. Салон красоты оплатит рекламную кампанию в полном объеме, производитель будет раздавать печатные материалы с рекламой. Как салон красоты должен учитывать эти расходы в целях налогообложения прибыли?

Вопрос: Салон красоты размещает рекламу о своей деятельности в периодических печатных изданиях. От организации-партнера (производителя парфюмерии и косметики) поступило предложение осуществить совместную рекламу. Реклама будет представлена в виде объявления в рекламных журналах. Оплата рекламной кампании будет осуществлена в полном объеме салоном красоты, при этом второй участник совместной рекламы возмещать расходы не будет. Предполагается, что вместо этого производитель будет раздавать печатные материалы с рекламой. Каким образом салон красоты должен будет учитывать в целях налогообложения прибыли эти расходы?
 
Ответ: Для того чтобы обосновать и документально подтвердить расходы на совместную рекламу двум организациям в целях исчисления налога на прибыль целесообразно заключить соглашение о совместном несении расходов на рекламу, в котором будет указан расчет объема участия в рекламной кампании и принцип распределения расходов на рекламу (например, пропорционально объему рекламы каждой из сторон в СМИ). В противном случае вероятны претензии со стороны налоговых органов.
 
Обоснование: В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» определено понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, признаются в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях исчисления налога на прибыль, в частности, относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
Указанные расходы на рекламу учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль без ограничений при наличии подтверждающих данные расходы документов. Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Следовательно, расходы на объявления рекламного характера в периодических печатных изданиях при исчислении налога на прибыль можно учитывать в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. При этом расходами признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом из положений вышеприведенных норм следует, что налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов на рекламу только в отношении собственных товаров (работ, услуг).
Таким образом, учесть в составе прочих расходов затраты на произведенные рекламные материалы можно только в части, приходящейся на долю салона красоты. Соответственно, затраты, приходящиеся на долю производителя косметики — участника совместной рекламы, в расходах салона красоты не могут быть учтены как не соответствующие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
В Письме Минфина России от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201 рассмотрена аналогичная ситуация, когда в рекламных объявлениях, которые оплачивает банк, содержится информация не только о банке, но и о других компаниях группы. Финансовое ведомство констатировало, что расходы на рекламу видов деятельности, не осуществляемой непосредственно налогоплательщиком, для целей налогообложения прибыли не учитываются.
Вместе с тем НК РФ не запрещает налогоплательщикам нести любые совместные затраты с другим юридическим лицом в любой пропорции, включая рекламные расходы. Если расходы на рекламу делятся между двумя предприятиями пропорционально, это обычный вид рекламы для каждой организации.
Таким образом, появление в рекламе иных организаций может быть обоснованным, если между ними заключено соглашение о совместной деятельности и совместном несении расходов на рекламу. За основу данного соглашения принимается агентский договор.
В этом случае организации смогут предусмотреть порядок разделения расходов на рекламу. Разделение расходов на рекламу в СМИ может быть пропорционально объему рекламы каждой из сторон в СМИ.
В соглашении следует указать расчет объема участия в рекламной кампании и принцип распределения расходов на рекламу. Это позволит обосновать свои расходы и доказать правоту в суде (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-8171/2008(18850-А70-40), Ф04-8171/2008(18852-А70-40)).
 
Е.И.Борковская
ЗАО Агентство правовой информации
«Воробьевы горы»
Региональный информационный
центр Сети КонсультантПлюс
29.09.2014