Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация изменила адрес местонахождения с г. Москвы на г. Санкт-Петербург, налоговый орган внес соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Законно ли решение налогового органа г. Москвы о проведении в отношении ее выездной налоговой проверки, принятое в этот же день?
23.10.2020

Организация изменила адрес местонахождения с г. Москвы на г. Санкт-Петербург, налоговый орган внес соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Законно ли решение налогового органа г. Москвы о проведении в отношении ее выездной налоговой проверки, принятое в этот же день?

Вопрос: Организация изменила адрес местонахождения с г. Москвы на г. Санкт-Петербург, о чем налоговым органом была внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ. В этот же день налоговый орган в г. Москве принял решение о проведении в отношении такой организации выездной налоговой проверки. Является ли в указанном случае решение налогового органа о проведении выездной налоговой проверки законным?
 
Ответ: День внесения записи об изменении адреса организации в ЕГРЮЛ одновременно является и днем снятия организации с налогового учета в соответствующем налоговом органе и постановки на налоговый учет в новом налоговом органе по новому адресу.
Следовательно, вынесение налоговым органом по прежнему адресу решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации в тот же день, что и день внесения записи о смене адреса в ЕГРЮЛ, является незаконным.
 
Обоснование: Пунктом 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Согласно ст. 87 НК РФ установлены следующие виды налоговых проверок:
— камеральные налоговые проверки;
— выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Согласно п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из содержания п. 1 ст. 83 НК РФ следует, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Пунктом 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Таким образом, решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговый орган по месту нахождения организации на момент принятия соответствующего решения.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Подпунктом «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ установлено: в ЕГРЮЛ содержится в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
Согласно абз. 3 п. 3.6.1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц») датой снятия организации с учета является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица.
Таким образом, из буквального толкования указанных положений закона следует вывод, что день внесения записи об изменении адреса организации в ЕГРЮЛ одновременно является и днем снятия организации с налогового учета в соответствующем налоговом органе.
Следовательно, вынесение налоговым органом по прежнему адресу решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации в тот же день, что и день внесения записи о смене адреса в ЕГРЮЛ, является незаконным.
Как указал ФАС Поволжского округа в Постановлении от 21.10.2013 по делу N А55-34463/2012, суды верно отметили, что именно дата внесения изменений в ЕГРЮЛ является датой снятия организации с учета в связи с изменением места нахождения. Иное означало бы возможность одновременного нахождения одной и той же организации на учете в двух налоговых органах в течение одного дня в зависимости от конкретного времени внесения изменений в ЕГРЮЛ, что противоречит основным принципам налогового законодательства, в том числе об исключении возможности двойного налогообложения и т.д. Такое толкование находится и в явном противоречии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей.
В рассматриваемом случае такой датой является 07.09.2011. Следовательно, с 07.09.2011 налоговый орган утратил право принимать решение о назначении выездной налоговой проверки в отношении общества.
Таким образом, вывод судов о том, что именно «дата», а не «момент» или «время в часах и минутах» является определяющим фактором при решении вопроса о моменте перехода на налоговый учет в другой налоговый орган и о том, какой налоговый орган является надлежащим по отношению к конкретному налогоплательщику, кассационной коллегией признается правомерным.
 
Е.А.Башарин
Юридическая компания «Юново»
02.10.2014