Вопрос: Налоговый орган вынес решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика. Позднее указанная проверка была приостановлена. Впоследствии проведение выездной налоговой проверки было возобновлено, однако соответствующее решение о возобновлении выездной налоговой проверки налоговым органом не принималось. Является ли указанное обстоятельство основанием для отмены решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, вынесенного по результатам проведения такой проверки?
Ответ: Факт возобновления выездной налоговой проверки без вынесения соответствующего решения не является основанием для отмены решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, вынесенного по результатам проведения такой проверки.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Пунктом 1 ст. 82 НК РФ определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Таким образом, выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля.
В соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
— истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
— получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
— проведения экспертиз;
— перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Следовательно, налоговый орган вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки только в случаях, предусмотренных НК РФ.
При этом в силу абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Формы таких решений указаны в Приложениях 1 и 2 к Приказу ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@.
Из изложенного следует, что возобновление проведения выездной налоговой проверки происходит на основании соответствующего решения.
Вместе с тем п. 14 ст. 101 НК РФ установлено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Следовательно, решение налогового органа может быть отменено только при наличии существенных нарушений со стороны налогового органа.
Однако, как отметил ФАС Уральского округа в Постановлении от 26.10.2005 по делу N Ф09-4766/05-С2, непринятие инспекцией самостоятельного документа — решения о возобновлении выездной налоговой проверки — при ее фактическом возобновлении не нарушает порядка ее проведения и не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов предпринимателя.
Е.А.Башарин
Юридическая компания «Юново»
03.10.2014