Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вправе ли организация в сети Интернет использовать коммерческое обозначение, исключительное право использования которого принадлежит другому юрлицу, если обе организации осуществляют один вид деятельности на одной территории?
23.10.2020

Вправе ли организация в сети Интернет использовать коммерческое обозначение, исключительное право использования которого принадлежит другому юрлицу, если обе организации осуществляют один вид деятельности на одной территории?

Вопрос: Вправе ли организация в сети Интернет использовать коммерческое обозначение, исключительное право использования которого принадлежит другому юрлицу, если обе организации осуществляют один вид деятельности на одной территории?
 
Ответ: Как до 01.10.2014, так и после указанной даты организация в сети Интернет не вправе использовать коммерческое обозначение, исключительное право использования которого принадлежит другому юридическому лицу, если обе организации осуществляют один вид деятельности на одной территории.
 
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 1538 Гражданского кодекса РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 1539 ГК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон N 35-ФЗ) правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Пунктом 2 ст. 1539 ГК РФ установлено, что не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
Лицо, нарушившее правила п. 2 данной статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки (п. 3 ст. 1539 ГК РФ).
Как следует из изложенного, ГК РФ устанавливается запрет на использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу. При этом ГК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 35-ФЗ) указывает на исключительное право правообладателя на использование коммерческого обозначения любым не противоречащим закону способом, упоминая такие способы, как использование путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Данный перечень не является исчерпывающим (об этом свидетельствуют слова «любым» и «в том числе»), в связи с чем можно заключить, что использование коммерческого обозначения в сети Интернет (т.е. такое использование, которое в неисчерпывающем перечне не упомянуто) правомерно только правообладателем.
Таким образом, организация в сети Интернет использовать коммерческое обозначение, исключительное право использования которого принадлежит другому юридическому лицу, если обе организации осуществляют один вид деятельности на одной территории, не вправе.
Данные выводы подтверждаются и судебной практикой. В Решении Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2012 N А60-54178/2011 суд удовлетворил исковые требования и запретил ответчику использовать коммерческое обозначение истца в том числе путем размещения на внутренних документах, печатях, вывесках, бланках, на товарах (произведенной продукции), в счетах, упаковках, объявлениях, рекламе, в сети Интернет, в том числе в доменном имени, и иной документации и рекламной продукции.
Законом N 35-ФЗ в часть четвертую ГК РФ внесены существенные изменения.
В частности, п. 1 ст. 1539 ГК РФ дополнен словами: «в сети Интернет».
На основании ч. 1 ст. 7 Закона N 35-ФЗ данные изменения вступают в силу с 01.10.2014.
С 01.10.2014 ГК РФ прямо указывает на исключительное право правообладателя на использование коммерческого обозначения в сети Интернет.
 
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
04.10.2014