Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Российская организация (PR-агентство) в 2014 г. в РФ оказала услуги по проведению рекламной акции иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в РФ. Для декорирования помещения использовались покупные материалы. Стоимость услуг сформирована с учетом материальных расходов, и дополнительному возмещению расходы не подлежат. Нужно ли оформить товарную накладную на передачу покупных материалов заказчику? Нужно ли начислить НДС на их стоимость?
23.10.2020

Российская организация (PR-агентство) в 2014 г. в РФ оказала услуги по проведению рекламной акции иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в РФ. Для декорирования помещения использовались покупные материалы. Стоимость услуг сформирована с учетом материальных расходов, и дополнительному возмещению расходы не подлежат. Нужно ли оформить товарную накладную на передачу покупных материалов заказчику? Нужно ли начислить НДС на их стоимость?

Вопрос: Российская организация (PR-агентство) по договору возмездного оказания услуг оказала в 2014 г. услуги по проведению рекламной акции иностранной организации, не имеющей постоянного представительства на территории РФ. В рамках договора рекламная акция проводилась на территории РФ, для декорирования помещения использовались покупные материалы — коробки и шары. Стоимость услуг сформирована с учетом материальных расходов PR-агентства, и в соответствии с договором возмездного оказания услуг дополнительному возмещению материальные расходы не подлежат. Следует ли оформить товарную накладную на передачу покупных материалов заказчику? Следует ли начислить НДС на их стоимость?
 
Ответ: При использовании исполнителем покупных материалов для оказания рекламных услуг иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в РФ, товарную накладную (форма N ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132)) оформлять не следует. Факт оказания услуги по проведению рекламной акции можно подтвердить подписанным сторонами актом об оказании услуг. Так как операции по оказанию рекламных услуг иностранной организации, не имеющей постоянного представительства на территории РФ, не являются объектом обложения НДС, на стоимость покупных материалов, не подлежащую дополнительному возмещению, НДС не начисляется.
 
Обоснование: Согласно п. 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
При этом согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров организацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных НК РФ, — передача права собственности на товары на безвозмездной основе. В рассматриваемом случае передача права собственности на материальные ценности к иностранной организации — заказчику не переходит, то есть факт реализации (продажи) материальных ценностей отсутствует.
Кроме того, российская организация не производит фактического отпуска (передачи) материальных ценностей иностранной организации — заказчику, так как материалы (коробки и шары) расходуются в процессе оказания услуг иностранной организации (при оформлении места проведения рекламной акции).
В связи с тем что фактической продажи или отпуска товарно-материальных ценностей при оказании рекламных услуг иностранной организации с использованием покупных материалов не происходит, товарную накладную (форма N ТОРГ-12) оформлять не надо.
Факт оказания услуги по проведению рекламной акции можно оформить подписанием двустороннего акта об оказании услуг, составленного в произвольной форме. Форму акта можно согласовать в договоре с заказчиком. При этом затраты на приобретение коробок и шаров можно отнести к материальным расходам исполнителя, связанным с оказываемыми им услугами, и учесть их при исчислении налога на прибыль организации (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 254 НК РФ).
Порядок определения места реализации услуг в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ.
Так, пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148, п. 4 ст. 148 НК РФ предусмотрено, что местом реализации рекламных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство).
В рассматриваемом примере покупателем является иностранная организация, не имеющая постоянного представительства на территории РФ, в связи с чем местом реализации услуг РФ не является и указанные рекламные услуги НДС не облагаются.
Так как стоимость покупных материалов не подлежит дополнительному возмещению заказчиком и передача их иностранной организации не производится, НДС на стоимость материалов, потребляемых в процессе оказания услуги, не начисляется.
Однако наличие товарной накладной для PR-агентства свидетельствует о наличии риска признания сделки в качестве реализации товара иностранной организации на территории РФ и, соответственно, может повлечь исчисление налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
 
К.Н.Тимченко
Аудиторская компания
«GSL Law & Consulting»
07.10.2014