Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Правомерен ли вывод налогового органа о том, что ИП не имеет права на применение ставки 0% по НДС в отношении операций по перевозке экспортного груза водным транспортом, принадлежащим ИП, так как нормы пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются только на юрлиц?
23.10.2020

Правомерен ли вывод налогового органа о том, что ИП не имеет права на применение ставки 0% по НДС в отношении операций по перевозке экспортного груза водным транспортом, принадлежащим ИП, так как нормы пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются только на юрлиц?

Вопрос: Правомерен ли вывод налогового органа о том, что индивидуальный предприниматель не имеет права на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС в отношении операций по перевозке экспортного груза водным транспортом, принадлежащим индивидуальному предпринимателю, по той причине, что нормы пп. 2.8 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ распространяются только на российские организации внутреннего водного транспорта в понимании п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому к организациям относятся исключительно юридические лица?
 
Ответ: По нашему мнению и с учетом судебной практики индивидуальный предприниматель — перевозчик имеет право на применение налоговой ставки по НДС 0 процентов в отношении операций по перевозке экспортного груза внутренним водным транспортом на основании пп. 2.8 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ. Однако при применении данного подхода возможны споры с налоговыми органами.
 
Обоснование: В соответствии с пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река — море) плавания или иные виды транспорта.
К организациям внутреннего водного транспорта относятся российские организации, осуществляющие судоходство на внутренних водных путях Российской Федерации и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации, а также с входом во внутренние воды и выходом в территориальное море Российской Федерации.
В НК РФ отсутствуют определения понятий «внутренний водный транспорт», «судоходство на внутренних водных путях», «российские организации, осуществляющие судоходство на внутренних водных путях Российской Федерации и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации».
Следовательно, в данном случае подлежит применению норма п. 1 ст. 11 НК РФ, согласно которой институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее — внутренний водный транспорт) представляет собой один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации.
Внутренние водные пути Российской Федерации (далее — внутренние водные пути) — это естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.
Указанной нормой также определено, что под перевозчиком понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения.
Из изложенного следует, что индивидуальный предприниматель, взявший на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения, имеет право на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении операций по перевозке экспортного груза внутренним водным транспортом, принадлежащим индивидуальному предпринимателю, на основании пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Следовательно, вывод налогового органа, изложенный в тексте вопроса, является неправомерным.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 27.01.2014 по делу N А66-13960/2012, рассматривая аналогичный спор, также поддержал индивидуального предпринимателя, указав, что запрет на применение предпринимателем налоговой ставки 0 процентов в отношении операций по перевозке экспортного груза внутренним водным транспортом означал бы необоснованное ограничение применения установленной законом ставки налогообложения при осуществлении не запрещенной законом экономической деятельности исключительно в зависимости от организационно-правовой формы субъекта данной деятельности, что не может быть признано допустимым в силу основных начал законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 3 НК РФ. Исходя из этого был признан ошибочным вывод налогового органа о том, что предприниматель не вправе претендовать на применение налоговой ставки 0 процентов при оказании услуг, предусмотренных пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ, только потому, что не является юридическим лицом.
 
П.Н.Зюков
Юридическая компания «Юново»
09.10.2014