Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » В январе 2014 г. на основании распоряжения администрации муниципального района кадастровая стоимость земельного участка была уменьшена и определена по состоянию на 01.01.2013. В распоряжении не указано, что оно действует на 2013 г. Вправе ли организация осуществить перерасчет земельного налога за 2013 г. и возвратить излишне уплаченный налог?
23.10.2020

В январе 2014 г. на основании распоряжения администрации муниципального района кадастровая стоимость земельного участка была уменьшена и определена по состоянию на 01.01.2013. В распоряжении не указано, что оно действует на 2013 г. Вправе ли организация осуществить перерасчет земельного налога за 2013 г. и возвратить излишне уплаченный налог?

Вопрос: Организация в 2013 г. осуществляла расчет и уплату земельного налога на основании кадастровой стоимости земельного участка, установленной распоряжением администрации муниципального района.
В последующем в январе 2014 г. на основании распоряжения администрации муниципального района кадастровая стоимость земельного участка была уменьшена, новая кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2013. При этом в распоряжении не указано, что оно распространяет свое действие на 2013 г.
Правомерен ли довод организации о том, что изменение кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 влечет изменение налоговой базы по земельному налогу, в связи с чем организация имеет право осуществить перерасчет земельного налога за 2013 г., а также возвратить излишне уплаченный за указанный налоговый период земельный налог?
 
Ответ: Из норм законодательства следует, что дата определения новой кадастровой стоимости (дата оценки) не является датой, с которой данная кадастровая стоимость будет применяться.
Поскольку в данном случае распоряжение администрации муниципального района принято в январе 2014 г. и в нем не указано, что оно распространяет свое действие на 2013 г., то есть имеет обратную силу, соответственно, перерасчет земельного налога за указанный период невозможен.
Таким образом, довод организации, изложенный в тексте вопроса, является неправомерным.
 
Обоснование: На основании п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.
В п. 4 ст. 5 НК РФ указано, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
Из названных норм законодательства следует, что дата определения новой кадастровой стоимости (дата оценки) не является датой, с которой данная кадастровая стоимость будет применяться.
Поскольку в данном случае распоряжение администрации муниципального района принято в январе 2014 г., в нем не указано, что оно распространяет свое действие на 2013 г., то есть имеет обратную силу, соответственно, перерасчет земельного налога за 2013 г. невозможен.
Таким образом, довод организации, изложенный в тексте вопроса, является неправомерным.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.05.2014 N 2868/14 по делу N А41-14050/2013 пришел к выводу о том, что в отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды, установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки). Следовательно, выводы судов о возникновении права на уплату земельного налога в измененном размере ранее принятия нормативно-правового акта компетентным органом являются ошибочными.
 
П.Н.Зюков
Юридическая компания «Юново»
09.10.2014