Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация А заключила договор с организацией Б - собственником земельного участка об установке рекламной конструкции, содержащей рекламу товаров организации А. Орган МСУ муниципального района отказал в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, так как вид разрешенного использования земельного участка (под индивидуальное жилищное строительство) не предполагает ее размещение. Правомерно ли это?
23.10.2020

Организация А заключила договор с организацией Б — собственником земельного участка об установке рекламной конструкции, содержащей рекламу товаров организации А. Орган МСУ муниципального района отказал в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, так как вид разрешенного использования земельного участка (под индивидуальное жилищное строительство) не предполагает ее размещение. Правомерно ли это?

Вопрос: Организация А — производитель товаров заключила договор с организацией Б — собственником земельного участка об установке рекламной конструкции, содержащей рекламу товаров организации А. Однако орган местного самоуправления муниципального района, на территории которого предполагалось осуществить установку и эксплуатацию рекламной конструкции, отказал в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, сославшись на то, что вид разрешенного использования земельного участка (под индивидуальное жилищное строительство) не предполагает размещение подобной рекламной конструкции.
Правомерен ли отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в рассматриваемой ситуации?
 
Ответ: Отказ органа местного самоуправления в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по причине того, что размещение предполагалось на территории земельного участка с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», неправомерен.
 
Обоснование: В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно ч. 5.8 ст. 19 Закона N 38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Частью 9 ст. 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также — разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу ч. 15 ст. 19 Закона N 38-ФЗ решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае если место установки рекламной конструкции в соответствии с ч. 5.8 данной статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных ч. 5.1, 5.6, 5.7 данной статьи.
Как следует из изложенного, Закон N 38-ФЗ не предусматривает такого основания для отказа в выдаче разрешения, как несоответствие разрешенному виду использования земельного участка.
Кроме того, Закон N 38-ФЗ никак не связывает возможность установки рекламной конструкции и конкретный вид разрешенного использования земельного участка, на котором предполагается ее установка.
Следовательно, отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в рассматриваемой ситуации неправомерен.
В Постановлении ФАС Московского округа от 10.01.2014 N Ф05-16026/2013 суд первой инстанции разъяснил, что ч. 15 ст. 19 Закона N 38-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения. В связи с этим суд апелляционной инстанции, вопреки выводам суда первой инстанции и доводам ответчика, правомерно указал, что в решении администрации об отказе заявителю в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции указано иное основание отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, что противоречит ч. 15 ст. 19 Закона N 38-ФЗ. В оспариваемом решении также отсутствует ссылка на какую-либо норму права, явившуюся основанием для отказа в выдаче разрешения, в том числе на ст. 19 Закона N 38-ФЗ.
Таким образом, суд признал отказ ответчика в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции незаконным, не соответствующим требованиям Закона N 38-ФЗ и препятствующим осуществлению заявителем своей предпринимательской или иной экономической деятельности.
 
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
10.10.2014