Вопрос: Организация (ООО) практически не осуществляет хозяйственную деятельность и имеет в штате всего одного работника (руководителя) — женщину, которая не является военнообязанной. Обязана ли такая организация проводить мероприятия воинского учета?
Ответ: Организация, в штате которой нет военнообязанных лиц, может не проводить мероприятия по воинскому учету.
Обоснование: Нормативно-правовыми актами, регламентирующими осуществление воинского учета в организациях, являются: Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон), Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), и Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее — Рекомендации).
Воинский учет можно определить как комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений о количественном составе и качественном состоянии призывных и мобилизационных людских ресурсов (п. 1 Положения).
Согласно п. 1 ст. 8 Закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
— освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
— проходящих военную службу;
— отбывающих наказание в виде лишения свободы;
— женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
— постоянно проживающих за пределами РФ.
Согласно п. 9 Положения, п. 9 Рекомендаций воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями-работодателями, за ведение воинского учета в организациях ответственны руководители. Приказом руководителя в организации назначается лицо, в обязанности которого входит ведение воинского учета (п. 22 Рекомендаций).
Перечень мероприятий, осуществляемых должностными лицами, ответственными за ведение воинского учета в организациях, описан в разд. III Положения:
1) проверка у граждан, принимаемых на работу, наличия отметок в паспорте об отношении к воинской обязанности, наличия и подлинности документов воинского учета, а также подлинности записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличия мобилизационных предписаний, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации;
2) заполнение личных карточек в соответствии с записями в документах воинского учета;
3) разъяснение порядка исполнения обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, контроль за их исполнением, а также информирование граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
4) информирование военных комиссариатов об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации;
5) определение граждан, подлежащих постановке на воинский учет и принятие необходимых мер к постановке их на воинский учет;
6) ведение и хранение личных карточек граждан, поставленных на воинский учет;
7) направление в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведений о работниках, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников — в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещение граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
8) направление в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимых сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
9) представление ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списков граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списков граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
10) сверка не реже 1 раза в год сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
11) сверка не реже 1 раза в год сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
12) внесение в личные карточки сведений об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщение об указанных изменениях в военные комиссариаты;
13) оповещение работников о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечение им возможности своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя по учету военнообязанных лиц, а также по направлению по запросам уполномоченных органов сведений о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Следовательно, в отношении невоеннообязанных работников работодатель не должен проводить мероприятия по воинскому учету.
Кроме того, следует отметить, что действующим законодательством ответственность за отсутствие воинского учета в организации не предусмотрена. При этом организация не освобождается от обязанности проверки у граждан, принимаемых на работу, наличия отметок в паспорте об отношении к воинской обязанности.
М.Г.Юхаранова
ООО «ИК Ю-Софт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
11.10.2014