Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Как изменился порядок госрегистрации организаций с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"?
23.10.2020

Как изменился порядок госрегистрации организаций с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»?

Вопрос: Как изменился порядок госрегистрации организаций с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»?
 
Ответ: Вступившим в силу с 05.05.2014 Федеральным законом от 05.05.2014 N 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 107-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), в соответствии с которыми исключена необходимость свидетельствования в нотариальном порядке подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в регистрирующий орган лично заявителем. Кроме того, если документы для регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (по разным видам регистрации) подаются не лично заявителем, они могут быть представлены его представителем на основании нотариально удостоверенной доверенности.
 
Обоснование: Закон N 107-ФЗ, вступивший в силу с 05.05.2014, принят в большей степени во исполнение п. 4 раздела II Плана мероприятий («дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 07.03.2013 N 317-р, и направлен на совершенствование механизмов взаимодействия заявителей с регистрирующим органом по следующим направлениям:
— исключение необходимости свидетельствования в нотариальном порядке подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в регистрирующий орган лично заявителем с одновременным предъявлением им документа, удостоверяющего личность (п. п. 1 и 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ в редакции Закона N 107-ФЗ).
Отсутствие необходимости свидетельствования в нотариальном порядке подлинности подписи заявителя на заявлении касается лишь случаев первичной регистрации, то есть при создании юридического лица и только при представлении документов непосредственно в регистрирующий орган. В иных случаях, в том числе при представлении документов при создании юридического лица через многофункциональный центр, при создании юридического лица путем реорганизации, при внесении различных изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, как и прежде, заявителю необходимо на соответствующем заявлении (уведомлении, сообщении) свидетельствовать подлинность своей подписи в нотариальном порядке.
В то же время Законом N 107-ФЗ предусматривается возможность не свидетельствовать у нотариуса подлинность подписи заявителя на заявлении (уведомлении, сообщении) при направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя;
— совершенствование нормативного регулирования представления документов на государственную регистрацию и получения документов в регистрирующем органе представителем заявителя, действующим на основании доверенности.
Ранее документы для регистрации могли быть представлены третьим лицом независимо от того, являлось ли оно заявителем или нет (например, курьером). Теперь документы может представить либо непосредственно заявитель, либо его представитель. При этом у представителя заявителя должна быть нотариально удостоверенная доверенность (либо ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально), которую он сдает вместе с документами для регистрации, что следует из п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
В случае получения представителем заявителя от регистрирующего органа документов (второго экземпляра учредительных документов, документа, подтверждающего факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, решения об отказе в государственной регистрации) по результатам рассмотрения представленных для регистрации документов у представителя также должна быть нотариально удостоверенная доверенность либо ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально (ст. ст. 11, 12, 14, 17, 19, 23 Закона N 129-ФЗ).
 
С.В.Гладилин
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
13.10.2014