Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Будет ли вправе в 2015 г. налоговый орган истребовать у комитента счета-фактуры, выставленные комиссионером на сумму своего вознаграждения по услугам (реализация товаров), оказанным по договору комиссии от своего имени, но за счет комитента, при проведении проверки декларации по НДС комиссионера?
23.10.2020

Будет ли вправе в 2015 г. налоговый орган истребовать у комитента счета-фактуры, выставленные комиссионером на сумму своего вознаграждения по услугам (реализация товаров), оказанным по договору комиссии от своего имени, но за счет комитента, при проведении проверки декларации по НДС комиссионера?

Вопрос: Организация А (комиссионер), являющаяся налогоплательщиком НДС, осуществляет реализацию товаров организации Б (комитенту) от своего имени, но за счет комитента, по договору комиссии.
Будет ли вправе в 2015 г. налоговый орган истребовать у комитента счета-фактуры, выставленные комиссионером на сумму своего вознаграждения по услугам, оказанным по такому договору, при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС комиссионера?
 
Ответ: С 1 января 2015 г. перечень случаев, когда налоговый орган сможет при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы, будет расширен. С указанной даты налоговый орган вправе истребовать у комитента счета-фактуры, относящиеся к операциям, совершаемым в рамках договора комиссии, в том числе выставленные на сумму своего вознаграждения, сведения о которых указаны в декларации по НДС, представленной комиссионером, в случае если:
— выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной комиссионером, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган комитентом;
— выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.
 
Обоснование: По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса РФ).
Реализация товаров (работ, услуг) признается объектом налогообложения по НДС на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении указанного договора.
При реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму НДС не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (п. п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ).
Формы и Правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее — Постановление Правительства РФ N 1137).
В соответствии с абз. 1 п. 20 разд. II Приложения N 5 к Постановлению Правительства РФ N 1137 организация-комиссионер, осуществляющая предпринимательскую деятельность в интересах другого лица по договору комиссии, регистрирует в книге продаж счета-фактуры (в том числе корректировочные), выставленные комитенту на сумму своего вознаграждения по услугам, оказанным по такому договору.
Указанные счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), выставленные комитенту комиссионером на сумму своего вознаграждения, а также на сумму оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг по такому договору, регистрируются в книге покупок комитента (абз. 1 п. 11 разд. II Приложения N 4 к Постановлению Правительства РФ N 1137).
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Основание — абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ.
Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон N 134-ФЗ) внесены изменения в п. 8.1 ст. 88 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2015 г. (п. 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).
Так, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным ниже операциям:
— при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС;
— при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС);
— при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.
Истребование указанных документов допускается в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ в редакции Закона N 134-ФЗ).
Таким образом, с 1 января 2015 г. налоговый орган вправе истребовать у комитента счета-фактуры, относящиеся к операциям, совершаемым в рамках договора комиссии, сведения о которых указаны в декларации по НДС, представленной комиссионером, в случае если выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной комиссионером, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном комитентом. При этом выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.
До указанной даты налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика только документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ).
 
Т.И.Сивошенкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
15.10.2014