Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Между государственным казенным учреждением (заказчиком) и организацией (поставщиком) заключен государственный контракт. Организация - единственный поставщик, при определении цены контракта использован метод сопоставимых рыночных цен. Может ли заказчик закупить товары по наименьшей цене идентичных товаров, выявленной в реестре контрактов?
23.10.2020

Между государственным казенным учреждением (заказчиком) и организацией (поставщиком) заключен государственный контракт. Организация — единственный поставщик, при определении цены контракта использован метод сопоставимых рыночных цен. Может ли заказчик закупить товары по наименьшей цене идентичных товаров, выявленной в реестре контрактов?

Вопрос: Между государственным казенным учреждением (заказчиком) и организацией (поставщиком) заключен государственный контракт. Организация была единственным поставщиком, и был использован метод сопоставимых рыночных цен при определении цены контракта.
Правомерно ли в рассматриваемой ситуации со стороны заказчика осуществить закупку товаров по наименьшей цене идентичных товаров, выявленной в реестре контрактов?
 
Ответ: По нашему мнению, если заказчик заключает государственный контракт с единственным поставщиком и при этом использует метод сопоставимых рыночных цен при определении цены контракта, он имеет право осуществить закупку товаров по наименьшей цене идентичных товаров.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), может быть определена и обоснована заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен.
На основании ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу п. 1.3 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее — Рекомендации), Рекомендации применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 1.4 Рекомендаций определение начальной (максимальной) цены контракта производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о закупке. Результат определения начальной (максимальной) цены контракта отражается в указанных документах.
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает запретов на осуществление заказчиком закупки товаров по наименьшей цене контракта в случае заключения государственного контракта с единственным поставщиком и использования метода сопоставимых рыночных цен.
Рассмотрим позицию официальных органов по рассматриваемому вопросу.
Так, в Письме Минэкономразвития России от 08.04.2014 N Д28и-443 разъясняется, что определение начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен осуществлять с учетом необходимости достижения заданных целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также из принципа ответственности за их достижение. Рекомендации не носят нормативного характера и не являются обязательными при определении цен контрактов.
Минэкономразвития России приходит к выводу, что при использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по наименьшей цене контракта.
Таким образом, исходя из изложенного, считаем, что, если государственное казенное учреждение (заказчик) заключает государственный контракт с единственным поставщиком и при этом использует метод сопоставимых рыночных цен при определении цены контракта, оно имеет право осуществить закупку товаров по наименьшей выявленной цене.
 
Ю.Ю.Терехина
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
16.10.2014