Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Физлицо (член семьи участника Государственной программы по переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом) при переселении на постоянное место жительства из Казахстана в РФ намерено привезти с собой легковой автомобиль 2010 года выпуска. Нужно ли ему будет уплачивать утилизационный сбор?
23.10.2020

Физлицо (член семьи участника Государственной программы по переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом) при переселении на постоянное место жительства из Казахстана в РФ намерено привезти с собой легковой автомобиль 2010 года выпуска. Нужно ли ему будет уплачивать утилизационный сбор?

Вопрос: Физлицо (член семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») при переселении на постоянное место жительства из Казахстана в Российскую Федерацию намерено привезти с собой легковой автомобиль 2010 года выпуска. Нужно ли ему будет уплачивать утилизационный сбор?
 
Ответ: При ввозе в Российскую Федерацию физическим лицом, являющимся членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее — Государственная программа), автомобиля, принадлежащего ему на праве собственности, подлежит уплате утилизационный сбор.
По данному вопросу имеется иная позиция судебных органов. С целью подтверждения наличия права на освобождение от уплаты утилизационного сбора физическое лицо может обратиться в судебные органы.
 
Обоснование: Утилизационный сбор в силу положений ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза не является таможенным платежом. Взимание утилизационного сбора в отношении ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной на них Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон) установлена необходимость уплаты утилизационного сбора. Согласно данной статье за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, за исключением колесных транспортных средств, указанных в п. 6 ст. 24.1 Федерального закона, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. В соответствии с положениями данной статьи лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, являются плательщиками утилизационного сбора.
Согласно п. 6 ст. 24.1 Федерального закона утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (шасси), ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Подпунктом «б» п. 6 Государственной программы определено, что участник Государственной программы — соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца.
Подпунктом «в» п. 6 Государственной программы определено, что член семьи участника Государственной программы — лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Таким образом, п. 6 ст. 24.1 Федерального закона установлена возможность неуплаты утилизационного сбора только участником Государственной программы, имеющим свидетельство участника Государственной программы, ввозящим в Российскую Федерацию в качестве личного имущества транспортное средство.
Пункт 6 ст. 24.1 Федерального закона не содержит условие о возможности неуплаты утилизационного сбора лицами, переселяющимися совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (членами семьи участника Государственной программы), при ввозе в Российскую Федерацию принадлежащего им на праве собственности транспортного средства.
На основании вышеизложенного при ввозе в Российскую Федерацию физическим лицом, являющимся членом семьи участника Государственной программы, автомобиля, принадлежащего ему на праве собственности, подлежит уплате утилизационный сбор.
Постановлением Правительства РФ N 1291 утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее — Перечень).
Выдача таможенными органами паспортов транспортных средств (далее — ПТС) является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной на них Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 «О введении паспортов транспортных средств» в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищением и другими правонарушениями в отношении автомобильного транспорта.
ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России N 496/192/134 от 23.06.2005 (далее — Положение).
В силу п. 57 Положения в случаях ввоза транспортных средств, являющихся товарами Таможенного союза, паспорта выдаются таможенными органами. Пунктом 59 Положения определено, что выдача ПТС осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.
Таким образом, без уплаты суммы утилизационного сбора таможенным органом не будет выдан ПТС.
Отметим, что имеется иная позиция судебных органов по данному вопросу, изложенная в следующих судебных актах: Апелляционные определения Калининградского областного суда от 04.09.2013 по делу N 33-4027/2013, от 25.06.2014 по делу N 33-2777/2014г.
Калининградский областной суд пришел к выводу о том, что из содержания п. 6 ст. 24.1 Федерального закона во взаимосвязи с положениями Государственной программы, а также из того, что данная норма введена в действие именно в связи с утверждением Президентом Российской Федерации Государственной программы, следует, что используемое в п. 6 ст. 24.1 Федерального закона понятие «участники Государственной программы» является более широким по сравнению с приведенным в Государственной программе и включает в себя как непосредственных указанных в Государственной программе участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на определенных указанной Государственной программой условиях и в связи с этим также принимающих участие в названной Государственной программе.
Иное противоречило бы смыслу Государственной программы, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения Российской Федерации, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, и в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки.
Таким образом, с целью подтверждения наличия права на освобождение от уплаты утилизационного сбора физическое лицо может обратиться в судебные органы.
 
П.А.Лесников
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
20.10.2014