Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация планирует заключить со специализированной организацией договор о вывозе мусора. В проекте договора указано, что заказчик самостоятельно рассчитывает и вносит плату за загрязнение окружающей среды. Правомерно ли такое условие в договоре?
23.10.2020

Организация планирует заключить со специализированной организацией договор о вывозе мусора. В проекте договора указано, что заказчик самостоятельно рассчитывает и вносит плату за загрязнение окружающей среды. Правомерно ли такое условие в договоре?

Вопрос: Организация планирует заключить со специализированной организацией договор о вывозе мусора. В проекте договора указано, что заказчик самостоятельно рассчитывает и вносит плату за загрязнение окружающей среды. Правомерно ли такое условие в договоре?
 
Ответ: Условие договора о вывозе мусора о том, что заказчик самостоятельно рассчитывает и вносит плату за загрязнение окружающей среды, не противоречит действующему законодательству.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Как следует из изложенного, Закон N 7-ФЗ связывает реальное негативное воздействие на окружающую среду и обязанность по внесению соответствующей платы.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в силу п. 1 данного документа распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;
размещение отходов;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.07.2011 N 1752/11 заключил, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
При этом Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П положения ст. 16 Закона N 7-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой — по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, — они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 г. отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы, а также в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций.
Однако, учитывая позицию Конституционного Суда РФ в Постановлении N 5-П, часть судов указывает, что уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду должны специализированные организации (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2013 N А56-60407/2012).
В то же время другие суды (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 21.01.2014 N Ф05-16529/2013) приходят к противоположным выводам.
В Информации Росприроднадзора «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду» по состоянию на 25.08.2014 отмечается, что в соответствии с действующим законодательством плата за размещение отходов взимается с собственника отходов. При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.
Между сторонами может быть заключен договор о конечном размещении отходов, который предполагает переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договорам купли-продажи, мены или дарения. Договор о конечном размещении отходов является самостоятельным видом договора отчуждения собственности (отходов). В соответствии с таким договором контрагент (специализированная организация) принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет.
В случае если специализированная организация, в соответствии с заключенным договором, не принимает в собственность образованные хозяйствующим субъектом отходы, то право собственности на отходы, а следовательно, и обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за хозяйствующим субъектом.
На основании п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).
Таким образом, условие договора о вывозе мусора о том, что заказчик самостоятельно рассчитывает и вносит плату за загрязнение окружающей среды, не противоречит действующему законодательству.
 
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
20.10.2014