Вопрос: В организации на 1 мая 2014 г. не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, а также специальная оценка условий труда.
Работники планируют обратиться в суд с требованием возложения на работодателя обязанности провести специальную оценку рабочих мест, занимаемых работниками.
Работодатель считает, что он не совершил нарушения трудового законодательства, и готов провести специальную оценку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», под действие которого он подпадает, в сроки, указанные в плане закупок товаров, работ, услуг на 2014 г., который был утвержден в мае 2014 г.
Согласно указанному плану установлен срок проведения закупки (специальной оценки условий труда на рабочих местах) — август 2014 г., а также срок начала и окончания работ по предмету закупок — октябрь — декабрь 2014 г.
Имеются ли основания для обращения работников организации в суд и возложения на работодателя обязанности провести специальную оценку условий труда на рабочих местах, занимаемых работниками?
Ответ: Если в организации на 01.05.2014 не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, а также специальная оценка условий труда, у работников имеются основания для обращения в суд и возложения судом на работодателя обязанности провести специальную оценку условий труда на рабочих местах, занимаемых работниками.
План закупок товаров, работ, услуг, подготовленный работодателем, не может являться основанием для освобождения работодателя от обязанности провести специальную оценку.
Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, а также п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В действовавшей до 01.01.2014 редакции данной статьи ТК РФ на работодателя была возложена обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
По процедуре специальной оценки судебная практика в настоящее время недостаточная, но есть судебная практика по сходному вопросу, касающаяся аттестации рабочих мест по условиям труда.
Так, в Апелляционном определении Астраханского областного суда от 12.02.2014 отмечается, что план закупок товаров, работ, услуг сам по себе не может являться основанием для освобождения работодателя от обязанности провести аттестацию рабочих мест. Аналогичный вывод может быть сделан и в отношении специальной оценки условий труда.
Как следует из вопроса, на 01.05.2014 рабочие места аттестованы не были, специальная оценка по ним проведена не была. Следовательно, обязанность работодателя произвести специальную оценку условий труда на рабочих местах на 01.05.2014 не исполнена.
План закупок утвержден работодателем тогда, когда уже действовали нормативные правовые акты о проведении специальной оценки, а именно Федеральный закон N 426-ФЗ, Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению».
Ссылка работодателя на Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» также не свидетельствует об исполнении работодателем требований трудового законодательства об аттестации рабочих мест или их специальной оценке, а указывает на процедуру, осуществляемую обществом при проведении мероприятий, связанных с выбором организации, проводящей специальную оценку для проведения закупки.
Согласно п. 10 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки заказчиком проекта плана закупки определяются заказчиком самостоятельно с учетом установленных требований, в том числе требований, предусмотренных данными Правилами, то есть находятся под контролем работодателя, знавшего, что на него возложена обязанность по проведению специальной оценки с 01.01.2014, а аттестации — с даты введения в действие ТК РФ, но не проводившего эти процедуры в нарушение требований законодательства.
О.И.Широкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
21.10.2014