Вопрос: Российская организация — производственная мебельная организация проводит семинар-презентацию новой коллекции своей продукции и приглашает представителей крупных оптовых покупателей со всей России, оплачивая авиа- и железнодорожные билеты до места проведения семинара и обратно представителям покупателей.
Правомерно ли включить затраты на покупку билетов для участников семинара в расходы по налогу на прибыль как расходы на рекламу или данные затраты учитываются как представительские расходы? Какими документами (кроме билетов) необходимо подтвердить данные расходы?
Ответ: По нашему мнению, при наличии убедительной документальной базы расходы на оплату проезда представителей крупных оптовых покупателей для участия в семинаре-презентации новой коллекции продукции организации могут быть признаны обоснованными и подлежащими включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (в качестве представительских расходов), при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако необходимо учитывать позицию контролирующих органов, которые могут возражать против учета данных расходов.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли организации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), уменьшающих налогооблагаемую прибыль, включаются представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других делегаций, участвующих в переговорах с целью установления и поддержания сотрудничества.
К представительским расходам, как указано в п. 2 ст. 264 НК РФ, отнесены расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, независимо от места проведения указанных мероприятий; расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах; транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно; буфетное обслуживание во время переговоров и др.
Таким образом, во избежание негативных налоговых последствий, связанных с оплатой проезда на семинар представителям сторонних организаций, мебельной организации следует осуществить определенные действия.
Прежде всего, подтвердить необходимость участия крупных оптовых покупателей со всей России. Такая необходимость может быть обусловлена наличием долгосрочных хозяйственных связей с приглашенными участниками семинара-презентации и выполнением рекламной политики организации. Документально этот факт может быть подтвержден, например, планом мероприятий, предусматривающим проведение семинара-презентации; каталогом приглашенных лиц; аналитической запиской отдела маркетинга, подтверждающей долгосрочность хозяйственных связей и (или) эффективность партнерских отношений, своевременность исполнения договорных обязательств указанными участниками семинара, предполагаемые экономические выгоды мебельной организации от участия конкретных приглашенных лиц в данном мероприятии и т.п. И самое главное — в рамках мероприятия непременно следует провести переговоры, которые должны быть подтверждены программой семинара с указанием тем обсуждения, списком участников, протоколом. Как видится, в числе участников должны присутствовать лица, от решения (мнения, влияния) которых зависит продвижение продукции мебельной организации.
При наличии убедительной документальной базы расходы на оплату проезда крупных оптовых покупателей могут быть признаны обоснованными и подлежащими включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве представительских расходов.
Примером из судебной практики является Постановление ФАС Центрального округа от 12.01.2006 N А62-817/2005.
При этом необходимо учесть позицию контролирующих органов, которая заключается в том, что стоимость авиационных и железнодорожных билетов, оплата проезда любым другим транспортом (кроме транспортного обеспечения доставки этих лиц непосредственно к месту проведения заседания) не учитываются для целей налогообложения российской организации (Письма УФНС России по г. Москве от 06.12.2007 N 21-11/116748, ФНС России от 18.04.2007 N 04-1-02/306@).
О.А.Королева
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
26.10.2014