Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Государственный инспектор труда выдал работодателю предписание о восстановлении на работе уволенного за прогул работника и о выплате за вынужденный прогул. Юрлицо не выполнило данное требование и было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Законно ли это?
23.10.2020

Государственный инспектор труда выдал работодателю предписание о восстановлении на работе уволенного за прогул работника и о выплате за вынужденный прогул. Юрлицо не выполнило данное требование и было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Законно ли это?

Вопрос: Работодатель уволил работника за прогул. Государственный инспектор инспекции труда выписал предписание о восстановлении на работе уволенного работника и о выплате за вынужденный прогул. Юридическое лицо не выполнило требование предписания, за что было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Законно ли привлечение к административной ответственности?
 
Ответ: Привлечение работодателя к административной ответственности незаконно, так как само предписание инспекции труда о восстановлении на работе уволенного за прогул работника было незаконно, следовательно, привлечение к ответственности по ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неисполнение законного предписания государственного органа неправомерно.
 
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет назначение административного наказания.
Из буквального толкования диспозиции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Следовательно, к административной ответственности можно привлечь должностное лицо только за неисполнение законного предписания и при привлечении к административной ответственности необходимо проверить, обладал ли орган, привлекший должностное лицо к ответственности, компетенцией по вынесению предписания.
Согласно абз. 2 ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В силу ст. 381 ТК РФ неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) являются индивидуальным трудовым спором.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ).
В силу указанной нормы государственная инспекция труда не наделена полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Следовательно, так как индивидуальный трудовой спор подлежит рассмотрению только в суде (в комиссии по трудовым спорам) и трудовая инспекция превысила пределы своей компетенции, то неисполнение незаконного предписания трудовой инспекции не может повлечь ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Такой подход подтверждается судебной практикой (Постановление Верховного Суда РФ от 04.07.2014 N 34-АД14-3).
 
Р.К.Петросов
ООО «М-СТАЙЛ»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
26.10.2014