Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Из-за введения запрета на ввоз сельскохозяйственных товаров из стран ЕС и необходимости временных затрат для переориентации на другие рынки организация-поставщик дважды нарушила сроки поставок товаров, предусмотренные контрактом, заключенным с местной администрацией городского округа (заказчиком) до введения запрета. Правомерно ли одностороннее расторжение контракта заказчиком, если такая возможность предусмотрена контрактом?
23.10.2020

Из-за введения запрета на ввоз сельскохозяйственных товаров из стран ЕС и необходимости временных затрат для переориентации на другие рынки организация-поставщик дважды нарушила сроки поставок товаров, предусмотренные контрактом, заключенным с местной администрацией городского округа (заказчиком) до введения запрета. Правомерно ли одностороннее расторжение контракта заказчиком, если такая возможность предусмотрена контрактом?

Вопрос: В связи с введением запрета на ввоз сельскохозяйственных товаров из стран ЕС и необходимостью временных затрат для переориентации на другие рынки организация-поставщик дважды нарушила сроки поставок соответствующих товаров (готовых продуктов, включая сыры и творог на основе растительных жиров), предусмотренные контрактом, заключенным с местной администрацией городского округа (заказчиком) до введения запрета. При этом организация сообщила заказчику о проблемах с исполнением сроков поставок, возникших у нее после введения запрета. Правомерно ли в этом случае одностороннее расторжение контракта заказчиком (возможность одностороннего расторжения предусмотрена контрактом)?
 
Ответ: Введение запрета не влияет на наличие права одностороннего расторжения контракта у заказчика в случае неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки. Сообщение поставщиком о возникших проблемах с поставками также не является основанием, препятствующим заказчику воспользоваться указанным правом. Следовательно, одностороннее расторжение контракта заказчиком в рассматриваемом случае правомерно.
 
Обоснование: В соответствии с Указом Президента РФ от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее — Указ) юридическим лицам в своей деятельности необходимо исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского Союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 N 778.
На основании ч. 2 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с указанной статьей.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Из ст. 523 ГК РФ следует, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
При этом обращаем внимание, что введение запрета на ввоз продукции не влияет на наличие права одностороннего расторжения контракта у заказчика. Сообщение поставщиком о возникших проблемах с поставками также не является основанием, препятствующим заказчику воспользоваться указанным правом.
Следовательно, одностороннее расторжение контракта заказчиком в рассматриваемом случае правомерно.
 
П.С.Долгополов
Юридическая компания «Юново»
27.10.2014