Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация является подрядчиком по договору на выполнение комплекса работ в отношении объекта культурного наследия регионального значения. Помимо выполнения ремонтно-реставрационных работ условия договора также предусматривают строительство пристройки к основному зданию. Может ли организация применить освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, к общей стоимости договора?
20.10.2020

Организация является подрядчиком по договору на выполнение комплекса работ в отношении объекта культурного наследия регионального значения. Помимо выполнения ремонтно-реставрационных работ условия договора также предусматривают строительство пристройки к основному зданию. Может ли организация применить освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, к общей стоимости договора?

Вопрос: Организация является подрядчиком по договору на выполнение комплекса работ в отношении объекта культурного наследия регионального значения. Помимо выполнения ремонтно-реставрационных работ условия договора также предусматривают строительство пристройки к основному зданию. Может ли организация применить освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, к общей стоимости договора?
 
Ответ: Стоимость работ по строительству пристройки к объекту культурного наследия не освобождается от налогообложения НДС. Соответственно, организация не может применить указанную льготу ко всей стоимости договора.
 
Обоснование: Подпунктом 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия, проводимых на объектах культурного наследия, выполнение которых освобождается от налогообложения НДС:
— консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы;
— работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования;
— спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы;
— научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия;
— технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Причем все такие работы (услуги) должны проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 73-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ:
— ремонт памятника — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (ст. 42);
— реставрация памятника или ансамбля — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (ст. 43).
Не противоречит данному понятию реставрации и определение, содержащееся в пп. «б» п. 92 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203: реставрация (в том числе фрагментарная) — комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика памятника путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик памятника, восполнение утраченных элементов здания, ансамбля, комплекса на основе научно обоснованных данных.
Очевидно, что работы по пристройке к существующему объекту дополнительных помещений не подпадают под определение ремонтно-реставрационных работ.
Что же касается работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, то определение таких работ приведено в ст. 44 Федерального закона N 73-ФЗ: к ним относятся научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Таким образом, приспособление объекта культурного наследия для современного использования не предполагает изменения его параметров (высоты, количества этажей, площади и т.п.).
Аналогичный вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 01.06.2011 N 78-Г11-35.
Подобную позицию занимают и нижестоящие суды.
Так, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 20.06.2012 N Ф03-2130/2012 по делу N А51-13761/2011 суд отметил: исходя из положений вышеуказанных норм права (ст. ст. 43 — 44 Федерального закона N 73-ФЗ) работы по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования не подразумевают под собой изменение архитектурно-конструктивных элементов здания и увеличение его площади за счет достроенного мансардного этажа.
На основании вышесказанного считаем, что работы по пристройке к объекту культурного наследия дополнительных помещений не могут быть признаны работами по сохранению объекта культурного наследия, освобождаемыми от налогообложения НДС.
Во избежание неблагоприятных налоговых последствий рекомендуем в договоре предусмотреть отдельно цену выполнения комплекса ремонтно-реставрационных работ (в отношении которых применение освобождения от налогообложения НДС правомерно) и отдельно — цену выполнения работ по новому строительству.
 
Н.Л.Мамонова
Первый Дом Консалтинга «Что делать Консалт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
09.08.2013