Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » В 2013 г. организация использовала ЕСХН и применяла пониженные тарифы страховых взносов. По окончании 2013 г. она не подтвердила право на уплату ЕСХН, представила уточненные расчеты за указанный период и доплатила страховые взносы исходя из общих тарифов. Правомерно ли начисление ей пеней за неполную уплату сумм страховых взносов в результате применения пониженных тарифов?
23.10.2020

В 2013 г. организация использовала ЕСХН и применяла пониженные тарифы страховых взносов. По окончании 2013 г. она не подтвердила право на уплату ЕСХН, представила уточненные расчеты за указанный период и доплатила страховые взносы исходя из общих тарифов. Правомерно ли начисление ей пеней за неполную уплату сумм страховых взносов в результате применения пониженных тарифов?

Вопрос: В течение 2013 г. организация использовала систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» применяла пониженные тарифы страховых взносов. По окончании 2013 г. организация не подтвердила право на уплату ЕСХН, в связи с чем представила уточненные расчеты за указанный период и доплатила страховые взносы исходя из общих тарифов.
Правомерно ли начисление организации пеней, предусмотренных ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ, а также привлечение организации к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ, за неполную уплату сумм страховых взносов в результате применения пониженных тарифов?
 
Ответ: С учетом сложившейся на сегодняшний день арбитражной практики в том случае, если по итогам 2013 г. организация не подтвердила право на уплату ЕСХН, начисление пеней по ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ), а также привлечение ее к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате применения пониженных тарифов является неправомерным, поскольку действующим законодательством не определены порядок и сроки восстановления и уплаты сумм страховых взносов применительно к общеустановленным тарифам. Вместе с тем встречаются решения, в которых судьи приходят к выводу, что недостающие суммы страховых взносов должны быть уплачены страхователем до 31 января следующего года, соответственно, начисление пеней может производиться с 1 февраля следующего года.
 
Обоснование: В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Часть 1 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ определяет тарифы страховых взносов как размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Общие тарифы страховых взносов установлены ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ: Пенсионный фонд Российской Федерации — 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — с 1 января 2012 г. — 5,1 процента.
На основании п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение 2013 — 2014 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, применяются пониженные тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд РФ — 21 процент; в Фонд социального страхования РФ — 2,4 процента; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3,7 процента.
При этом нормы ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливающие пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий плательщиков страховых взносов на переходный период 2011 — 2027 гг., не предусматривают специального порядка корректировки обязательств по уплате страховых взносов в случае утраты последними права на применение пониженных тарифов для лиц, указанных в п. п. 1 — 2 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Исходя из п. 4 ст. 346.3 и п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, если по итогам налогового периода (календарного года) доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщик не является сельскохозяйственным товаропроизводителем с начала налогового периода (календарного года), в котором допущено нарушение вышеуказанного ограничения.
Согласно абз. 3 п. 4 ст. 346.3 НК РФ налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абз. 1 п. 4 ст. 346.3 НК РФ ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по соответствующим налогам.
В данной норме перечислены налоги, по которым налогоплательщик обязан произвести перерасчет налоговых обязательств, при этом страховые взносы во внебюджетные фонды в п. 4 ст. 346.3 НК РФ не указаны.
Обязанность и порядок перерасчета обязательств по уплате страховых взносов при утрате права на пониженные тарифы страховых взносов регулируются ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ. Однако указанная норма не содержит обязанности для корректировки обязательств по уплате страховых взносов для плательщиков, подпадающих под п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом из п. 4 ст. 346.3 НК РФ следует, что не соответствующим критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя страхователь может быть признан только в результате определения процентного содержания в его выручке доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 346.7 НК РФ).
Таким образом, обязанность произвести перерасчет страховых взносов с начала налогового периода, в котором плательщик утратил право на пониженные тарифы, ни налоговым законодательством, ни законодательством о страховых взносах не установлена; в действующем законодательстве отсутствуют сроки для уплаты взносов по результатам такой корректировки и обязанности по уплате пеней.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ понимается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом N 212-ФЗ сроки.
Частью 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов, что влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
При этом согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона N 212-ФЗ недоимкой признается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Федеральным законом N 212-ФЗ установлена ответственность.
Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях неисполнения ими обязанностей, предусмотренных названным Федеральным законом (ст. 41 Федерального закона N 212-ФЗ).
Принимая во внимание, что действующим законодательством о страховых взносах не определены порядок и сроки восстановления и уплаты сумм страховых взносов применительно к общеустановленным тарифам в случае утраты страхователем по итогам календарного года права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (и, соответственно, на применение пониженных тарифов страховых взносов), основания для начисления пеней по ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ, а также для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ отсутствуют.
Данная точка зрения подтверждается арбитражной практикой.
Так, в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 N 17АП-12370/2013-АК по делу N А71-5660/2013 судьи отметили, что утрата страхователем права на применение пониженных тарифов страховых взносов не означает, что он нарушил установленные Федеральным законом N 212-ФЗ сроки уплаты причитающихся страховых взносов за весь отчетный период.
Доплачиваемая сумма страховых взносов в результате перерасчета не рассматривается как доплата в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок, так как ранее критерий о доле дохода соблюдался и пониженный тариф был применен правомерно, поэтому оснований для начисления пеней по страховым взносам в соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ не имеется.
Данная позиция изложена в Письме Минтруда России от 05.07.2013 N 17-3/1084 и не противоречит положениям ч. 2 ст. 54 Конституции РФ.
Такие действия, как самостоятельное выявление факта утраты страхователем права на применение специального режима и, соответственно, пониженного тарифа по страховым взносам и самостоятельное представление в Пенсионный фонд РФ уточненного расчета не могут свидетельствовать о виновности страхователя и являться основанием для взыскания с него штрафа по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 06.02.2014 по делу N А45-11153/2013 счел, что, поскольку на начало 2012 г. общество обладало статусом сельскохозяйственного производителя, вследствие чего имело право на применение пониженного тарифа страховых взносов до окончания этого (2012) года, исходя из положений п. 4 ст. 346.3 НК РФ утратившим критерии сельскохозяйственного товаропроизводителя общество могло быть признано только в результате определения процентного содержания в его выручке выручки от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам 2012 г. Представление обществом по своей инициативе корректирующих расчетов за полугодие 2012 г., в которых общество пересчитало страховые взносы по общим тарифам и впоследствии доплатило суммы страховых взносов в бюджет, не свидетельствует о просрочке в исполнении такой обязанности у страхователя.
Суд отметил, что начисление пеней, а также привлечение к ответственности возможно только в том случае, если у плательщика взносов имеется фактическая задолженность перед бюджетом, что в данном случае отсутствует. С учетом этого, принимая во внимание, что сроки представления расчетов и уплаты страховых взносов за 2012 г. обществом не нарушены, основания для начисления пеней у органа Пенсионного фонда РФ отсутствовали, как и, учитывая содержание объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ, отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности за неполную уплату страховых взносов.
Отклоняя довод органа Пенсионного фонда РФ о том, что в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться абз. 3 п. 4 ст. 346.3 НК РФ, суд указал на то, что данная позиция заинтересованного лица не мотивирована нормативно, возможность применения ст. 346.3 НК РФ к страховым взносам им не обоснованна.
Вместе с тем в Постановлении от 02.04.2013 по делу N А72-5620/2012 ФАС Поволжского округа счел, что недостающие суммы страховых взносов должны быть уплачены страхователем до 31 января следующего года, соответственно, начисление пеней может производиться с 1 февраля следующего года.
 
М.И.Дедусова
ООО «Юридическая компания
«Налоговая помощь»
29.10.2014