Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация - федеральный научно-производственный центр реорганизована в форме преобразования. Правопреемник продолжает осуществлять ту же деятельность. Пятилетний срок с момента присвоения реорганизованной организации статуса федерального научно-производственного центра не истек. Вправе ли правопреемник продолжать применять льготу по налогу на имущество, установленную п. 15 ст. 381 НК РФ?
23.10.2020

Организация — федеральный научно-производственный центр реорганизована в форме преобразования. Правопреемник продолжает осуществлять ту же деятельность. Пятилетний срок с момента присвоения реорганизованной организации статуса федерального научно-производственного центра не истек. Вправе ли правопреемник продолжать применять льготу по налогу на имущество, установленную п. 15 ст. 381 НК РФ?

Вопрос: Организация, которой в установленном порядке был присвоен статус федерального научно-производственного центра, была реорганизована в форме преобразования. После реорганизации правопреемник продолжает осуществлять ту же деятельность (направления и виды деятельности не изменились). На дату реорганизации пятилетний срок с момента присвоения реорганизованной организации статуса федерального научно-производственного центра не истек. Вправе ли вновь созданная организация (правопреемник) продолжать применять льготу по налогу на имущество, установленную п. 15 ст. 381 НК РФ?
 
Ответ: Исходя из сложившейся судебной практики на организацию, созданную в результате преобразования федерального научно-производственного центра, распространяется льгота, предусмотренная п. 15 ст. 381 Налогового кодекса РФ. Тем не менее исключить вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов однозначно нельзя, учитывая разъяснения Минфина России.
 
Обоснование: В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
Пунктом 15 ст. 381 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения имущества государственных научных центров.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Федеральный закон N 127-ФЗ) статус государственного научного центра может присваиваться Правительством РФ научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание. При этом на основании п. 1 ст. 5 Федерального закона N 127-ФЗ научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность.
Статус государственного научного центра и порядок его присвоения определены Указом Президента РФ от 22.06.1993 N 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации», тогда как Порядок присвоения статуса федерального научно-производственного центра утвержден Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 983.
Анализ положений названных Порядков свидетельствует о самостоятельном значении статусов этих организаций (они различаются по сферам деятельности, целям создания, порядку присвоения статуса).
При этом п. 15 ст. 381 НК РФ, являясь нормой прямого действия, не содержит ссылки на какой-либо исключительный документ, в соответствии с которым спорный статус должен быть присвоен.
Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минфина России от 25.06.2004 N 03-05-06/78, льгота, предусмотренная п. 15 ст. 381 НК РФ для государственных научных центров, не может применяться организациями, которым присвоен статус федерального научно-производственного центра, так как присвоение указанных статусов обусловлено различными целями и определяется отдельными нормативно-правовыми актами.
Согласно Письму Минфина России от 14.12.2007 N 03-05-07-01/33 условием предоставления данной льготы является присвоение организации статуса государственного научного центра (см. также Письмо Минфина России от 11.03.2013 N 03-05-04-01/7205 (направлено Письмом ФНС России от 28.03.2013 N БС-4-11/5463@)).
Вместе с тем арбитражная практика не разделяет данный подход. Президиум ВАС РФ в п. 5 Информационного письма от 17.11.2011 N 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что положения п. 15 ст. 381 НК РФ не содержат указания на то, что данная льгота распространяется только на те государственные научные центры, которые приобрели названный статус в соответствии с Указом Президента РФ N 939. Анализ положений Порядка присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации и Порядка присвоения статуса федерального научно-производственного центра свидетельствует о том, что и те, и другие осуществляют научную деятельность, их государственная поддержка направлена на сохранение в Российской Федерации ведущих научных школ, развитие научного потенциала страны. В связи с изложенным, несмотря на то что налогоплательщик обладает статусом федерального научно-производственного центра, а не статусом государственного научного центра, на него распространяется льгота, предусмотренная п. 15 ст. 381 НК РФ.
Более того, по мнению арбитражных судов, организация, созданная в результате преобразования федерального научно-производственного центра, вправе продолжать применять освобождение от уплаты налога на имущество на основании п. 15 ст. 381 НК РФ.
Руководствуясь ст. 57, п. 5 ст. 58, п. 1 ст. 129 Гражданского кодекса РФ, ст. 50 НК РФ, судьи исходят из того, что к вновь созданному юридическому лицу в порядке универсального правопреемства переходят все права и обязанности реорганизованного в форме преобразования юридического лица, наделенного в установленном порядке статусом федерального научно-производственного центра, в том числе право на освобождение от уплаты налога на имущество.
Изменение организационно-правовой формы не влияет на статус налогоплательщика как федерального научно-производственного центра. Созданная в порядке реорганизации организация продолжила осуществлять научную деятельность (направления и виды деятельности не изменились), в ее распоряжении имеется уникальное опытно-экспериментальное оборудование, она располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации.
Судьи обращают внимание на то, что Порядком присвоения статуса федерального научно-производственного центра не предусмотрено прекращение правового статуса федерального научно-производственного центра, кроме как в случае непринятия решения о целесообразности его сохранения. В том числе не предусмотрено прекращение статуса в связи с преобразованием юридического лица.
Таким образом, организация-правопреемник обладает статусом федерального научно-производственного центра, позволяющим ему воспользоваться льготой, установленной п. 15 ст. 381 НК РФ.
Данные выводы содержатся, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 22.07.2014 по делу N А03-16324/2013, от 30.06.2014 по делу N А03-16323/2013, от 05.11.2013 по делу N А67-1233/2013 (Определением ВАС РФ от 28.02.2014 N ВАС-1985/14 отказано в пересмотре дела в порядке надзора).
 
М.И.Дедусова
ООО «Юридическая компания
«Налоговая помощь»
29.10.2014