Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Работодатель объявил о простое в связи с недофинансированием организации. Работники обратились в государственную инспекцию труда. По результатам проверки выдано предписание об отмене приказа об объявлении простоя. Есть ли основания для оспаривания предписания в суде?
23.10.2020

Работодатель объявил о простое в связи с недофинансированием организации. Работники обратились в государственную инспекцию труда. По результатам проверки выдано предписание об отмене приказа об объявлении простоя. Есть ли основания для оспаривания предписания в суде?

Вопрос: Государственным инспектором труда в организации была проведена внеплановая выездная проверка. Проверка была проведена по обращению работников организации, в которой работодателем издан приказ об объявлении простоя в связи с недофинансированием организации. По результатам проверки государственным инспектором труда было выдано предписание работодателю об отмене приказа об объявлении простоя. Имеются ли основания для оспаривания данного предписания в суде?
 
Ответ: Имеются основания для оспаривания предписания государственного инспектора труда в суде. Спор относительно правомерности издания работодателем приказа об объявлении простоя исходя из ст. 381 Трудового кодекса РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров или в суде. Соответственно, предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
 
Обоснование: В силу абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Соответственно, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), рассматриваются в рамках ст. ст. 381 — 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
Конвенцией N 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-й сессии Генеральной конференции МОТ), ратифицированной Россией 11.04.1998, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
То есть, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.
Спор относительно правомерности издания работодателем приказа об объявлении простоя исходя из ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо в суде.
Соответственно, предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
 
А.Б.Иванов
Общероссийское отраслевое
объединение работодателей
«Союз работодателей атомной
промышленности, энергетики и науки России»
01.11.2014