Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вправе ли налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки ИП истребовать детализацию с мобильного телефона, принадлежащего ИП, в целях установления правомерности использования налогоплательщиком права на применение профессионального вычета по НДФЛ при осуществлении предпринимательской деятельности в отношении расходов на мобильную связь?
23.10.2020

Вправе ли налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки ИП истребовать детализацию с мобильного телефона, принадлежащего ИП, в целях установления правомерности использования налогоплательщиком права на применение профессионального вычета по НДФЛ при осуществлении предпринимательской деятельности в отношении расходов на мобильную связь?

Вопрос: При проведении выездной налоговой проверки ИП, применяющего ОСН, налоговый орган в целях установления правомерности использования налогоплательщиком права на применение профессионального вычета по НДФЛ при осуществлении предпринимательской деятельности в отношении расходов на мобильную связь истребовал от него детализированный счет оператора связи (с расшифровкой абонентов, с которыми велись разговоры). Вправе ли налоговый орган истребовать указанную детализацию с мобильного телефона, принадлежащего ИП?
 
Ответ: При проведении выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя в целях установления правомерности использования налогоплательщиком права на применение профессионального вычета по НДФЛ при осуществлении предпринимательской деятельности в отношении расходов на мобильную связь налоговый орган не вправе истребовать от налогоплательщика детализированный счет оператора связи.
 
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 221 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 «Налог на прибыль организаций».
В силу пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов включаются, в частности, расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи (пп. 14 п. 47 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430). При этом в силу ст. 252 НК РФ расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.
Согласно позиции Минфина России проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля (Письма Минфина России от 20.11.2007 N 03-02-07/1-493, от 31.08.2007 N 03-03-06/1/629).
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к практике налогообложения по налогу на прибыль организаций.
Из Писем Минфина России от 19.01.2009 N 03-03-07/2, от 05.06.2008 N 03-03-06/1/350 усматривается, что в целях обоснованного подтверждения произведенных налогоплательщиком расходов на мобильную связь необходимо наличие детализированного счета оператора связи.
Между тем налоговое законодательство не предусматривает в качестве условия учета осуществленных расходов на оплату услуг связи представление детализированного счета оператора связи (расшифровок с указанием конкретных номеров и абонентов, с которыми осуществлялось соединение).
Подтверждением такого подхода является Постановление ФАС Поволжского округа от 09.11.2006 N А65-29284/2005-СА2-8, в котором указано, что детализированный счет оператора связи не подтверждает экономическую обоснованность расходов, поскольку не раскрывает их содержание, соответственно, представление детализированного счета в целях подтверждения расходов на мобильную связь не требуется (см. также Постановления ФАС Московского округа от 06.08.2009 N КА-А40/7416-09, от 09.07.2008 N КА-А40/5861-08 и от 07.02.2007 N КА-А40/113-07, ФАС Центрального округа от 30.06.2008 N А48-3878/07-15).
Кроме того, в отношении использования телефона, принадлежащего предпринимателю, следует учитывать, что гражданин (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено (п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П).
То есть юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2001 N 88-О).
В силу ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации налоговый орган не вправе истребовать от налогоплательщика детализированный счет оператора связи.
 
А.В.Телегус
К. э. н.
Член Палаты налоговых консультантов
Российской Федерации
03.11.2014