Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Из представленного налоговым органом по просьбе организации акта сверки расчетов по налогам, пеням и штрафам она узнала об образовании у нее переплаты по налогу на прибыль за 2010 - 2013 гг. Правомерно ли налоговый орган отказал ей в возврате излишне уплаченного налога, ссылаясь на то, что организация представила лишь акт сверки без иных документов (платежных поручений, деклараций по налогу на прибыль за указанный период)?
23.10.2020

Из представленного налоговым органом по просьбе организации акта сверки расчетов по налогам, пеням и штрафам она узнала об образовании у нее переплаты по налогу на прибыль за 2010 — 2013 гг. Правомерно ли налоговый орган отказал ей в возврате излишне уплаченного налога, ссылаясь на то, что организация представила лишь акт сверки без иных документов (платежных поручений, деклараций по налогу на прибыль за указанный период)?

Вопрос: Организация обратилась в налоговый орган с требованием направить акт совместной сверки расчетов по налогам, пеням и штрафам. Налоговый орган представил данный акт сверки, из которого следовало, что у организации образовалась переплата по налогу на прибыль за 2010 — 2013 гг. Организация обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога на прибыль. Налоговый орган отказал организации в возврате излишне уплаченного налога на прибыль на основании представления организацией только акта сверки при отсутствии иных документов (платежных поручений, деклараций по налогу на прибыль за указанный период и других документов). Правомерен ли отказ налогового органа?
 
Ответ: С учетом судебной практики отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога на прибыль на основании представления организацией только акта сверки при отсутствии иных документов правомерен, поскольку акт сверки не является достаточным доказательством наличия переплаты налогов, пеней.
 
Обоснование: Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Кроме того, пп. 11 п. 1 указанной статьи устанавливает, что налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.
Пункт 1 ст. 78 НК РФ устанавливает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
В силу п. 2 указанной статьи зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также Порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждены Приказами ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@, от 04.10.2010 N ММВ-7-6/476@, от 29.12.2010 N ММВ-7-8/781@.
Следовательно, налоговый орган обязан вернуть образовавшуюся сумму переплаты налога и сбора. При этом в налоговом законодательстве не установлено, является ли акт сверки, в рамках которого выявлена переплата налога, достаточным доказательством для признания переплаты.
Так, необходимо обратить внимание, что в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05 сказано, что наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
В то же время схожий вопрос также рассматривался и арбитражными судами. К примеру, ФАС Московского округа в Постановлении от 30.04.2013 N А40-11484/12-107-55 (Определением ВАС РФ от 17.06.2013 N ВАС-6798/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) указал, что налогоплательщиком в подтверждение обоснованности заявленных требований представлен только акт сверки. В рассматриваемой ситуации было установлено, что налогоплательщик после 2009 г. не представлял налоговую отчетность и не уплачивал налоги, что, как посчитал суд, свидетельствует о возврате спорной суммы за периоды, предшествующие 2009 г. Сам по себе данный акт не является достаточным доказательством наличия переплаты налогов, пеней.
Аналогичный вывод содержится в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 06.11.2013 N А70-11931/2012, ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2013 N А13-890/2011.
Таким образом, при представлении в налоговый орган для возврата излишне уплаченных налогов и сборов только акта совместной сверки расчетов по налогам, пеням и штрафам при отсутствии иных подтверждающих уплату налога первичных документов (платежных поручений, деклараций по налогу на прибыль и т.д.) налоговый орган вправе отказать в осуществлении возврата.
 
Г.Н.Афиногенова
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
04.11.2014