Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Правомерно ли условие договора о предоставлении субсидии из местного бюджета на возмещение затрат, понесенных в связи с производством товаров для образовательных учреждений муниципального образования, о том, что, если нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии, субсидия подлежит возврату в бюджет, а организация уплачивает штраф в размере 10% субсидии?
23.10.2020

Правомерно ли условие договора о предоставлении субсидии из местного бюджета на возмещение затрат, понесенных в связи с производством товаров для образовательных учреждений муниципального образования, о том, что, если нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии, субсидия подлежит возврату в бюджет, а организация уплачивает штраф в размере 10% субсидии?

Вопрос: Правомерно ли условие договора о предоставлении субсидии из местного бюджета на возмещение затрат, понесенных в связи с производством товаров для образовательных учреждений муниципального образования, о том, что, если нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии, субсидия подлежит возврату в бюджет, а организация уплачивает штраф в размере 10% субсидии?
 
Ответ: В рассматриваемой ситуации условие договора о предоставлении субсидии из местного бюджета о том, что организация уплачивает штраф в размере 10% субсидии, если нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии, неправомерно.
 
Обоснование: В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 7 рассматриваемой статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Анализируя вышеизложенное, следует заключить, что пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ предусматривает необходимость возврата субсидии в бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Иные последствия нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, БК РФ не устанавливает.
Как отмечено в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу N А41-15883/14, федеральным законодательством не предусмотрена возможность установления каких-либо последствий невыполнения условий предоставления субсидий из бюджета субъекта, кроме возврата самой субсидии. Равно как и не предоставлено субъектам Российской Федерации полномочий по установлению каких-либо оснований (условий) для возврата субсидий, кроме предусмотренных положениями ст. 78 БК РФ требований о возврате субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, следовательно, полномочия государственных органов субъекта Российской Федерации по осуществлению регулирования вопросов предоставления субсидий из бюджета субъекта могут осуществляться только при соблюдении требований федерального законодательства.
По нашему мнению, данные выводы суда по аналогии применимы и в отношении субсидий из местного бюджета.
Следовательно, возможность установления каких-либо последствий невыполнения условий предоставления субсидий из местного бюджета, кроме возврата самой субсидии, не предусмотрена.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации условие договора о предоставлении субсидии о том, что организация уплачивает штраф в размере 10% субсидии, если нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии, неправомерно.
 
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
06.11.2014