Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация применяет одну ККТ по нескольким адресам установки платежных терминалов путем подключения одной ККТ к нескольким терминалам с использованием линий и каналов связи, не входящих в состав ККТ и платежного терминала. Нарушает ли в рассматриваемой ситуации организация требования Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ?
23.10.2020

Организация применяет одну ККТ по нескольким адресам установки платежных терминалов путем подключения одной ККТ к нескольким терминалам с использованием линий и каналов связи, не входящих в состав ККТ и платежного терминала. Нарушает ли в рассматриваемой ситуации организация требования Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ?

Вопрос: Организация применяет одну ККТ по нескольким адресам установки платежных терминалов путем подключения одной ККТ к нескольким терминалам с использованием линий и каналов связи, не входящих в состав ККТ и платежного терминала.
Нарушает ли в рассматриваемой ситуации организация требования Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ?
 
Ответ: Организация, применяющая одну ККТ по нескольким адресам установки платежных терминалов, нарушает требования Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ), так как каждый терминал должен быть оборудован ККТ, что соответствует позиции официальных органов и судебной практике по данному вопросу.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В ст. 1 Закона N 54-ФЗ регламентировано, что платежный терминал — устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).
На основании п. 1.1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата помимо соблюдения требований, установленных п. 1 данной статьи, должна быть: установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа; зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата.
В силу п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных п. 1 данной статьи, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа.
Согласно ч. 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон N 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Рассмотрим позицию официальных органов по данному вопросу.
В Письме ФНС России от 25.02.2013 N АС-4-2/3069 разъясняется, что Законы N N 54-ФЗ и 103-ФЗ прямо обязывают платежных агентов при приеме платежей использовать платежные терминалы, содержащие в своем составе контрольно-кассовую технику, и обеспечивать в автоматическом режиме печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств. В связи с этим применение одной контрольно-кассовой техники по нескольким адресам установки платежных терминалов (в том числе в составе комплексов и систем, включающих в свой состав платежные терминалы, в том числе путем подключения одной или нескольких единиц контрольно-кассовой техники к одному или нескольким платежным терминалам с использованием линий и каналов связи, не входящих в состав контрольно-кассовой техники и платежного терминала) является нарушением правил ее применения.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность для организаций применять одну ККТ к нескольким терминалам, находящимся по разным адресам. Каждый из таких терминалов должен быть оборудован ККТ.
В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.
Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 N А26-8115/2013 указывается, что применение одной контрольно-кассовой техники по нескольким адресам установки платежных терминалов (в том числе в составе комплексов и систем, включающих в свой состав платежные терминалы, в том числе путем подключения одной или нескольких единиц контрольно-кассовой техники к одному или нескольким платежным терминалам с использованием линий и каналов связи, не входящих в состав контрольно-кассовой техники и платежного терминала) является нарушением установленных действующим законодательством правил ее применения и регистрации и образует событие правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
(Также см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 N 17АП-13496/2012-АК.)
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм, позиции Минфина России, а также судебной практики арбитражных судов следует вывод, что в рассматриваемой ситуации организация нарушает требования Закона N 54-ФЗ, так как каждый терминал должен быть оборудован ККТ.
 
Ю.Ю.Терехина
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
08.11.2014