Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Требование налоговой инспекции от 20.08.2014 о представлении пояснений о причинах возникновения убытка по налогу на прибыль за 2014 г. получено 11.09.2014. Можно ли представить пояснения позже срока, указанного в письме (пять рабочих дней с момента получения)?
23.10.2020

Требование налоговой инспекции от 20.08.2014 о представлении пояснений о причинах возникновения убытка по налогу на прибыль за 2014 г. получено 11.09.2014. Можно ли представить пояснения позже срока, указанного в письме (пять рабочих дней с момента получения)?

Вопрос: Письмо из налоговой инспекции, датированное 20.08.2014, с требованием представления пояснений о причинах возникновения убытка по налогу на прибыль за полугодие 2014 г. получено организацией 11.09.2014. В письме указано, что подготовить пояснения и требуемые приложения необходимо в течение пяти рабочих дней с момента получения письма. Вправе ли организация представить пояснения позже?
 
Ответ: Налогоплательщик вправе представить пояснения о причинах возникновения убытка по налогу на прибыль организаций, заявленного в декларации, до момента рассмотрения материалов налоговой проверки включительно.
 
Обоснование: С 01.01.2014 п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ дополнен положением, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
При применении указанной нормы необходимо учитывать, что пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам как до вступления в силу нового положения, так и после этой даты предоставлено право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Это право может быть реализовано в том числе без требования непосредственной явки налогоплательщика в налоговый орган.
Для понимания логики законодателя целесообразно обратиться к Определению ВАС РФ от 30.11.2007 N 15699/07, в котором обращается внимание на то, что в принятых по делу судебных актах указано на обязанность налоговой инспекции, предусмотренную п. 3 ст. 88 НК РФ, при обнаружении ошибки в представленных налогоплательщиком документах поставить его в известность для исправления, что инспекцией в рассматриваемой судом ситуации не было выполнено.
Таким образом, действия налогового органа, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, являются не только правом налогового органа, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки. На это указал Конституционный Суд РФ в Определении от 12.07.2006 N 267-О: полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более — обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
Направленность и смысл такой процедуры состоит в том, что она является одним из предусмотренных НК РФ механизмов урегулирования потенциально возникающего или могущего возникнуть налогового спора, поводами для которого являются как обнаружение налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки различного рода ошибок, противоречий и несоответствий, так и факт налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.
При вышеуказанном толковании положений п. 3 ст. 88 НК РФ последствия истечения пятидневного срока для представления налогоплательщиком пояснений выражаются в том, что по его истечении процедура со стороны налогового органа считается выполненной.
Анализ норм последующих стадий начиная с момента составления и вручения акта налоговой проверки и продолжая стадией рассмотрения материалов налоговой проверки свидетельствует о возможности налогоплательщика представить свои пояснения вплоть до момента вынесения решения.
Так, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Положениями п. 4 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
Представляется, что возражения налогоплательщика, его объяснения по своей сути можно квалифицировать как его пояснения, которые в рассматриваемой ситуации так или иначе будут касаться убытков.
На основании изложенного налогоплательщик вправе представить свои пояснения относительно причин убытка по налогу на прибыль организаций вплоть до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
 
С.А.Тараканов
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
13.11.2014