Вопрос: Российский театр гастролирует по странам Европы. Перевозчик (российская организация) оказывает услуги по перевозке реквизита театра автомобильным транспортом. Пункт отправки — Россия, пункт прибытия — Россия, а все затраты на топливо (иногда и ремонт) происходят за пределами РФ. Каков порядок исчисления НДС у перевозчика? Можно ли признать НДС, уплаченный на территории иностранного государства при приобретении услуг по ремонту автомобилей, в составе расходов при исчислении налога на прибыль?
Ответ: Услуги по перевозке театрального реквизита, вывозимого с территории Российской Федерации для гастрольной деятельности театра на территориях других государств Европы, а также услуги по перевозке такого имущества, ввозимого на территорию Российской Федерации, оказываемые российским перевозчиком, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.
Налог на добавленную стоимость в странах Европы не является предметом соглашения об избежании двойного налогообложения.
Следовательно, НДС, предъявленный при покупке топлива или услуг по ремонту автомобиля иностранными контрагентами в соответствии с законодательством их стран, может учитываться в составе расходов при исчислении налога на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, поскольку этот расход полностью удовлетворяет критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и в ст. 270 НК РФ не перечислен.
Обоснование: Реализация услуг на территории РФ признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Местом реализации услуг признается территория РФ, если услуги по перевозке оказываются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Услуги по международной перевозке товаров облагаются НДС по ставке 0% (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.
Минфин России в своем Письме от 19.08.2011 N 03-07-08/266 рассмотрел похожую ситуацию по вывозу российским перевозчиком имущества российской организации с территории России на территорию иностранного государства для участия в выставке, а затем обратному его ввозу на территорию России. Минфин России признал данные услуги международными и указал, что они подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке налога на добавленную стоимость независимо от вида таможенной процедуры, под которую помещается данное имущество, при условии представления в налоговые органы документов, установленных п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Это следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
2) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
На основании п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), в отношении операций по реализации услуг, указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.
Так как услуги по ремонту автомобилей осуществляются за пределами территории Российской Федерации, на основании ст. 148 НК РФ местом реализации таких работ (услуг) территория Российской Федерации не признается. Поэтому данные работы (услуги) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются и, соответственно, у российского перевозчика, приобретающего такие работы (услуги), обязанности по уплате налога в качестве налогового агента не возникает.
По мнению налоговиков и финансистов, когда расходы в виде суммы налогов и сборов, уплаченных российской организацией на территории иностранного государства, соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, они могут быть отнесены к другим расходам, учитываемым в числе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом следует учитывать, что в отношении налогов, по которым НК РФ напрямую предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства, при уплате соответствующего налога в Российской Федерации метод вычета иностранных налогов (расходов) при расчете налога на прибыль организаций не применяется (Письма Минфина России от 12.08.2013 N 03-03-10/32521, ФНС России от 01.09.2011 N ЕД-20-3/1087).
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента (п. 3 ст. 311 НК РФ). При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Соглашениями об устранении двойного налогообложения с европейскими странами предусмотрен зачет следующих налогов: на прибыль, на имущество, на доходы физических лиц (подоходного налога). НДС в данных соглашениях не упомянут (например, Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»).
Таким образом, российский перевозчик, учитывая мнение Минфина России и ФНС России, вправе учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль суммы НДС, предъявленные и уплаченные в соответствии с законодательством иностранного государства, при условии, что НК РФ напрямую не предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета.
Е.И.Антаненкова
Первый Дом Консалтинга «Что делать Консалт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
17.11.2014