Вопрос: Организацией были возведены без получения на то соответствующих разрешений складские помещения. Глава местного муниципального образования своим распоряжением предписал организации в 30-дневный срок самостоятельно произвести снос самовольных построек, в противном случае постройки будут снесены силами муниципального предприятия, а с организации будут взысканы убытки, связанные с проведением сноса силами предприятия.
Правомерна ли позиция главы местного муниципального образования?
Ответ: Принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда, поэтому позиция главы местного муниципального образования, который принуждал организацию самостоятельно осуществить снос, неправомерна.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, поскольку организация произвела постройку складских помещений без соответствующих разрешений уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, данные складские помещения классифицируются как самовольная постройка.
В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ.
На основании п. 2 ст. 222 ГК РФ можно сделать несколько выводов. Во-первых, данная норма не содержит прямого указания на порядок принятия решения о сносе самовольной постройки. Во-вторых, данная норма указывает на возможность признания права собственности на самовольную постройку. Это необходимо учитывать при рассмотрении данной ситуации, поскольку в случае, если решение главы муниципального образования будет исполнено незамедлительно, организация лишится права на признание ее права собственности на самовольную постройку, что, в свою очередь, будет представлять собой нарушение прав организации.
Так, в соответствии с разъяснениями, данными в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации», принятие в административном порядке распоряжения о сносе самовольной постройки и последующее исполнение этого решения привело бы к ее уничтожению, а поэтому восстановление положения, существовавшего до издания такого распоряжения, при последующем судебном контроле было бы невозможно. Следовательно, решение о сносе постройки, принятое в административном порядке, противоречит ст. 35 Конституции Российской Федерации, а также общим началам гражданского законодательства. Статья 222 ГК РФ не предусматривает административного порядка сноса самовольных построек. Принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда, которым удовлетворен иск о сносе.
Таким образом, решение главы муниципального образования о сносе самовольной постройки является неправомерным, решение о сносе самовольной постройки должно проводиться в судебном порядке.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности Постановлениями ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2014 N А03-10337/2013, ФАС Поволжского округа от 27.12.2013 N А57-210/2013 и Арбитражного суда Уральского округа от 21.08.2014 N Ф09-4885/14.
А.А.Болдырь
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
19.11.2014