Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация (пользователь) по итогам торгов заключила с муниципальным органом договор о предоставлении рекламных мест в виде рекламных щитов, установленных на территории города, в соответствии с которым муниципальный орган предоставлял отдельно стоящие рекламные щиты, а организация обязывалась вносить ежемесячные платежи. Срок договора составил два года. Необходима ли государственная регистрация указанного договора?
20.10.2020

Организация (пользователь) по итогам торгов заключила с муниципальным органом договор о предоставлении рекламных мест в виде рекламных щитов, установленных на территории города, в соответствии с которым муниципальный орган предоставлял отдельно стоящие рекламные щиты, а организация обязывалась вносить ежемесячные платежи. Срок договора составил два года. Необходима ли государственная регистрация указанного договора?

Вопрос: Организация (пользователь) по итогам торгов заключила с муниципальным органом договор о предоставлении рекламных мест в виде рекламных щитов, установленных на территории города, в соответствии с которым муниципальный орган предоставлял отдельно стоящие рекламные щиты, а организация обязывалась вносить ежемесячные платежи. Срок договора составил два года. Необходима ли государственная регистрация указанного договора?
 
Ответ: Договор на предоставление рекламного места в государственной регистрации не нуждается, поскольку данный договор предоставляет возможность размещать рекламу на указанных местах, а не предоставляет рекламные места в аренду, соответственно, к данному договору не применяются нормы об аренде, установленные Гражданским кодексом РФ.
 
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Как указано в п. п. 1 и 4 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ), реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Как установлено ч. 5 ст. 19 Закона N 38-ФЗ, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Часть 5.1 указанной статьи устанавливает: заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с ч. 5.8 указанной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Согласно ч. 9 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее — разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5 — 7 указанной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Как указано в п. 3 ст. 433 ГК РФ, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Пункт 1 ст. 26 Закона N 122-ФЗ устанавливает, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Как установлено ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Таким образом, при заключении договора на предоставление рекламного места для отдельно стоящей рекламной конструкции применяются нормы, установленные Законом N 38-ФЗ, а не положения о договоре аренды, поскольку данный договор предоставляет возможность размещать рекламу на предоставленных местах, а не предоставляет указанные щиты в аренду, соответственно, к данному договору не применяются нормы о государственной регистрации.
Указанный вывод совпадает с выводом Первого арбитражного апелляционного суда в Постановлениях от 20.01.2010 N А43-22019/2009, от 15.01.2010 N А43-12966/2009 (Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 26.04.2010 N А43-12966/2009 данное Постановление оставлено без изменения).
 
Е.Д.Носкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
13.08.2013