Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » В отношении общества арбитражным судом введена процедура внешнего управления. Вправе ли налоговый орган приостановить расходные операции по расчетному счету общества (по обязательству, связанному с неуплатой текущих платежей) в самостоятельном порядке?
23.10.2020

В отношении общества арбитражным судом введена процедура внешнего управления. Вправе ли налоговый орган приостановить расходные операции по расчетному счету общества (по обязательству, связанному с неуплатой текущих платежей) в самостоятельном порядке?

Вопрос: В отношении общества арбитражным судом введена процедура внешнего управления.
Вправе ли налоговый орган приостановить расходные операции по расчетному счету общества (по обязательству, связанному с неуплатой текущих платежей) в самостоятельном порядке?
 
Ответ: Налоговый орган не имеет правовых оснований приостановить расходные операции по расчетному счету общества (по обязательству, связанному с неуплатой текущих платежей) в самостоятельном порядке, так как ограничения на имущество должника, в отношении которого введено внешнее управление, возможны только по определению арбитражного суда в рамках производства по делу о банкротстве.
 
Обоснование: Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (п. 1 ст. 1 Закона о банкротстве).
В силу ст. 2 Закона о банкротстве внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве (п. 1 ст. 93 данного Закона).
На основании п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения.
Согласно п. 8 ст. 46 Налогового кодекса РФ при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены ст. 76 НК РФ, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств.
В силу п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 76 и пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
В п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» дано разъяснение о том, что в процессе внешнего управления и финансового оздоровления аресты на имущество должника, в том числе для исполнения решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) за счет иного имущества должника, могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 16.05.2014 по делу N А53-15869/2013 отметил, что на основании ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решение налогового органа о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика в банках не относится к числу исполнительных документов, а осуществляемая процедура взыскания не подпадает под сферу действия данного Закона, вследствие чего принятие инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке не является ограничением, налагаемым в исполнительном производстве.
Согласно п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса РФ денежные средства относятся к движимому имуществу, поэтому в силу п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления, несмотря на наличие текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве, налоговый орган не вправе принимать решения, ограничивающие право должника распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.10.2008 по делу N А05-5235/2008 признал недействительным решение ИФНС России о приостановлении операций по счетам ООО, в отношении которого введена процедура внешнего управления, поскольку названное решение фактически является одной из форм наложения ареста на имущество общества, что лишает последнее возможности осуществлять расчеты с контрагентами, вести хозяйственную деятельность, не способствует восстановлению его платежеспособности и противоречит Закону о банкротстве.
Кроме того, из ст. 2 Закона о банкротстве следует, что внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Приостановление операций по банковским счетам должника фактически лишает его возможности осуществлять расчеты с контрагентами, вести хозяйственную деятельность, что также не способствует восстановлению платежеспособности организации-должника.
Как правильно указали суды обеих инстанций, при отсутствии исполнительного производства по возникшему спору правовых оснований для принятия решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке как меры обеспечения по выполнению обязанности по уплате налогов, в том числе текущих обязательств, без соблюдения порядка, установленного Законом о банкротстве, не имелось (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.08.2011 по делу N А59-5592/2010).
С момента введения процедуры внешнего управления не допускается наложение арестов на имущество должника и иных ограничений должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом (Определение ВАС РФ от 23.07.2008 N 9510/08 по делу N А17-4070/200705-21).
На основании изложенного налоговый орган не вправе самостоятельно приостанавливать расходные операции по расчетному счету общества-должника в процедуре внешнего управления.
 
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания «Юново»
20.11.2014