Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Может ли организация - пользователь недр, ведущая добычу твердых полезных ископаемых, быть привлечена к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, если ею в срок до 25 января не представлены сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче по форме N 70-тп?
23.10.2020

Может ли организация — пользователь недр, ведущая добычу твердых полезных ископаемых, быть привлечена к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, если ею в срок до 25 января не представлены сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче по форме N 70-тп?

Вопрос: Может ли организация — пользователь недр, ведущая добычу твердых полезных ископаемых, быть привлечена к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, если ею в срок до 25 января не представлены сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче по форме N 70-тп?
 
Ответ: Организация — пользователь недр, ведущая добычу твердых полезных ископаемых, не может быть привлечена к ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если ею в срок до 25 января не представлены сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче по форме N 70-тп (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.06.1999 N 44 «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием»).
 
Обоснование: На основании п. 5 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что форма N 70-тп подлежит представлению юридическими лицами, их обособленными подразделениями — пользователями недр, ведущими добычу твердых полезных ископаемых (по объектам недропользования), органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; территориальному органу Госгортехнадзора России; территориальному геологическому фонду; Российскому федеральному геологическому фонду МПР России.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ст. 13.19 КоАП РФ нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Исходя из изложенного родовые объекты у правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.5 и 13.19 КоАП РФ, являются разными: в первом случае — отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, во втором случае — отношения в области связи и информации.
Непредставление в установленный срок сведений об извлечении полезных ископаемых при добыче по форме N 70-тп влечет вред именно отношениям в области информации.
Следовательно, данное деяние охватывается диспозицией ст. 13.19 КоАП РФ.
Таким образом, организация — пользователь недр, ведущая добычу твердых полезных ископаемых, не может быть привлечена к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, если ею в срок до 25 января не представлены сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче по форме N 70-тп.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой.
В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 N А56-4908/2014 суд указал, что объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ, образует неправомерное деяние, выразившееся в несообщении или несвоевременном сообщении, намеренном искажении информации о состоянии окружающей среды, либо искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию в силу закона либо иных норм права. По смыслу ст. 8.5 КоАП РФ под экологической информацией следует понимать соответствующую информацию в письменной, визуальной, устной форме или базе данных о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды. Поскольку ответственность за непредставление статистической отчетности, предусмотренная ст. 13.19 КоАП РФ, содержится в гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации», несвоевременное представление такой отчетности не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
 
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
23.11.2014