Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация построила здание. Строительство заняло больше времени, чем тот срок, на который организации было выдано разрешение на строительство. Могут ли привлечь организацию к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если с заявлением о продлении срока действия разрешения она не обращалась?
23.10.2020

Организация построила здание. Строительство заняло больше времени, чем тот срок, на который организации было выдано разрешение на строительство. Могут ли привлечь организацию к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если с заявлением о продлении срока действия разрешения она не обращалась?

Вопрос: Организацией было осуществлено строительство здания. При этом строительство заняло больше времени, чем тот срок, на который организации было выдано разрешение на строительство.
Может ли организация быть привлечена в данном случае к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство она не обращалась?
 
Ответ: Неправомерность привлечения организации, у которой истек срок разрешения на строительство, но оно, несмотря на этот факт, было продолжено, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предстоит доказывать в суде.
 
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
На основании ч. 19 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с ч. 12 данной статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Исходя из ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. В случае если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
В силу ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство, в случае если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из изложенного, КоАП РФ предусматривает административную ответственность за строительство объектов капитального строительства без необходимого разрешения на строительство.
В рассматриваемой ситуации разрешение на строительство первоначально имелось, однако строительство было продолжено после того, как срок, на который свидетельство было выдано, истек, а с заявлением о продлении срока разрешения на строительство организация не обращалась.
Судебная практика применительно к подобным обстоятельствам не содержит единого подхода относительно привлечения к административной ответственности.
Так, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 24.06.2014 N Ф03-2283/2014 суд указал, что, как следует из содержания и буквального толкования положений ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, административная ответственность может наступить только при соблюдении в совокупности двух условий: осуществление строительства/реконструкции объектов капитального строительства без разрешения и в случае, если предусмотрено получение указанного разрешения. Вместе с тем разрешение на строительство спорного объекта капитального строительства существовало и было получено организацией, тогда как административный орган приравнивает истечение срока действия выданного разрешения, полученного заявителем в установленном порядке (на момент проведения заявителем на объекте отделочных и иных внутренних работ), к отсутствию разрешения как такового, а значит, при определении объективной стороны вмененного правонарушения управление толкует диспозицию ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, применяя аналогию закона, включая в правонарушение деяние, не следующее из буквального толкования рассматриваемой нормы.
Однако в Постановлении ФАС Уральского округа от 03.03.2014 N Ф09-772/14 суд указал, что организация на основании ч. 4 ст. 52 ГрК РФ не должна была осуществлять работы по капитальному строительству объекта после истечения срока действия разрешения на строительство. При таких обстоятельствах судом установлено наличие в действиях организации события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Следовательно, данный вопрос является спорным. Судебной практикой подтверждается, что организация в рассматриваемой ситуации может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ и в этом случае организации предстоит в суде доказывать неправомерность такого привлечения.
 
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
23.11.2014