Вопрос: Правомерно ли условие документации открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств, проводимого казенным учреждением, о том, что поставляемый товар на момент поставки должен иметь остаточный срок годности не менее 60% от срока годности, установленного изготовителем?
Ответ: Учитывая позицию ФАС России, условие документации открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств, проводимого казенным учреждением, о том, что поставляемый товар на момент поставки должен иметь остаточный срок годности не менее 60% от срока годности, установленного изготовителем, неправомерно.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки, в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из ст. 190 Гражданского кодекса РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Учитывая изложенные нормы, условие документации открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств, проводимого казенным учреждением, о том, что поставляемый товар на момент поставки должен иметь остаточный срок годности не менее 60% от срока годности, установленного изготовителем, неправомерно.
В Решении Челябинского УФАС России от 26.06.2014 N 359-ж/2014 рассмотрена ситуация, в которой согласно контракту остаточный срок годности товара должен составлять не менее 80% от даты изготовителя. Как заключил контрольный орган в сфере закупок, из содержания документации о закупке невозможно установить требования заказчика к сроку годности, что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что ранее применительно к утратившему силу законодательству контрольные органы в сфере закупок на местах отклоняли доводы о неправомерности условий, устанавливающих требования к остаточному сроку годности на момент поставки лекарственных средств в процентах от основного срока годности.
В Решении Ивановского УФАС России от 21.10.2013 N 1086 контрольный орган в сфере закупок заключил, что действующее законодательство о размещении заказов не регламентирует остаточный срок годности лекарственных средств при их поставке, этот показатель устанавливается заказчиком. Требования к остаточному сроку годности лекарственных препаратов обусловлены нуждами и потребностями пациентов, в связи с тем что лекарственные препараты могут быть востребованы не только в течение всего периода, на который осуществляются закупки, но и позже его.
В Решении ФАС России от 13.10.2011 N К-2254/11 приведены пояснения заказчика о том, что требования к остаточному сроку годности лекарственных препаратов обусловлены нуждами и потребностями больных гемофилией граждан и показывают, что указанные категории граждан используют лекарственные препараты в зависимости от состояния здоровья и показаний, то есть лекарственный препарат может быть востребован не только в течение всего периода, на который осуществляются закупки, но и позже. Заказчиком представлены письма производителей лекарственных препаратов, которые подтверждают возможность поставки в соответствующих объемах и качестве с требуемым остаточным сроком годности лекарственных препаратов.
Заявителем на заседание комиссии не представлены документы и сведения, подтверждающие, что установление заказчиком в техническом задании документации об аукционе требования к лекарственным препаратам с запасом срока годности не менее 60% ограничивает количество участников размещения заказа и нарушает положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
ФАС России издала Письмо от 26.08.2014 N АК/34487/14, которым окончательно разъяснила данный вопрос.
ФАС России сообщила, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон N 61-ФЗ) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 18 Закона N 61-ФЗ для государственной регистрации лекарственного препарата разработчик лекарственного препарата или уполномоченное им другое юридическое лицо представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию лекарственных препаратов, заявление о государственной регистрации лекарственного препарата, а также в порядке, установленном соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимые документы, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат (далее — регистрационное досье).
В регистрационное досье включается в том числе проект инструкции по применению лекарственного препарата, содержащий, помимо прочего, срок годности и указание на запрет применения лекарственного препарата по истечении срока годности.
В процессе регистрации лекарственного препарата доказываются его эффективность, качество и безопасность. Следовательно, факт государственной регистрации лекарственного препарата означает его соответствие требованиям эффективности, качества и безопасности в период срока его годности.
Таким образом, ФАС России заключила, что хозяйствующие субъекты, предлагающие к поставке лекарственные препараты одного товарного рынка (либо один лекарственный препарат), но имеющие различные сроки годности (или различные остаточные сроки годности при зарегистрированных одинаковых сроках годности), в случае установления заказчиками требований к срокам годности, выраженных в процентах, поставлены в неравные условия.
Таким образом, требования заказчиков об остаточном сроке годности лекарственного препарата, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей лекарственных препаратов, ограничение конкуренции и количества участников закупок. В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности лекарственных препаратов, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого лекарственные препараты сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой лекарственные препараты сохраняют свою пригодность для использования по назначению.
Следовательно, учитывая позицию ФАС России, необходимо заключить, что условие документации открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств, проводимого казенным учреждением, о том, что поставляемый товар на момент поставки должен иметь остаточный срок годности не менее 60% от срока годности, установленного изготовителем, неправомерно.
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
24.11.2014