Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вправе ли казенное учреждение при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств объединить в один лот как услуги по данному страхованию, так и услуги по техническому осмотру транспортных средств?
23.10.2020

Вправе ли казенное учреждение при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств объединить в один лот как услуги по данному страхованию, так и услуги по техническому осмотру транспортных средств?

Вопрос: Вправе ли казенное учреждение при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств объединить в один лот как услуги по данному страхованию, так и услуги по техническому осмотру транспортных средств?
 
Ответ: Казенное учреждение не вправе при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств объединить в один лот как услуги по данному страхованию, так и услуги по техническому осмотру транспортных средств.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться таким правилом, согласно которому описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки, в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п. 1 ст. 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее — лицензия) — специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Как следует из п. 5 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008, технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств, предусмотренным Приложениями N N 1 и 2, а также организациями, указанными в ч. 7 ст. 32 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Исходя из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) наряду с установленными ч. 1 и 2 данной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Частью 4 ст. 17 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что нарушение правил, установленных данной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Как следует из изложенного, услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств и услуги по техническому осмотру транспортных средств технологически и функционально не связаны друг с другом.
Описание объекта закупки таким образом, что он включает услуги как по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств, так и по техническому осмотру транспортных средств, не имеет объективного характера.
Таким образом, казенное учреждение не вправе при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств объединить в один лот как услуги по данному страхованию, так и услуги по техническому осмотру транспортных средств, это противоречило бы ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Данный вывод подтверждается позицией Рязанского УФАС России в Решении от 16.05.2014 N 168/2014-З/3. Контрольный орган в сфере закупок заключил, что объединение заказчиком в один лот услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности и услуг по техническому осмотру транспортных средств является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, так как данное требование к оказываемой услуге влечет за собой ограничение количества участников. По мнению контрольного органа в сфере закупок, данные услуги не являются взаимосвязанными, поскольку страхованию должен предшествовать технический осмотр транспортных средств, в то время как для технического осмотра не требуется предварительное автострахование.
 
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
24.11.2014