Вопрос: Вправе ли казенное учреждение в извещении о проведении запроса котировок на поставку товара установить, что участниками запроса котировок могут быть только субъекты малого предпринимательства, не указывая социально ориентированные некоммерческие организации?
Ответ: Казенное учреждение в извещении о проведении запроса котировок на поставку товара не вправе установить, что участниками запроса котировок могут быть только субъекты малого предпринимательства, так как преимущества таким лицам и социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются в целом, а не раздельно для каждого вида.
Обоснование: В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. ст. 28 — 30 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона N 44-ФЗ участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В силу ч. 4 ст. 27 Закона N 44-ФЗ преимущества в соответствии со ст. ст. 28 — 30 Закона N 44-ФЗ предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 данной статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений ч. 5 данной статьи.
Как разъяснено в Письме Минэкономразвития России от 08.11.2013 N Д28и-2183, из системного понимания положений ст. 27 Закона N 44-ФЗ следует, что преимущества предоставляются субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям в целом, а не раздельно для каждого вида.
Таким образом, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть одновременно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
Следовательно, казенное учреждение в извещении о проведении запроса котировок на поставку товара не вправе установить, что участниками запроса котировок могут быть только субъекты малого предпринимательства.
Данный вывод подтверждается примерами из правоприменительной практики контрольных органов в сфере закупок.
В Решении Омского УФАС России от 21.04.2014 N 03-10.1/134-2014 указано, что в нарушение п. 5 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона графа «Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом N 44-ФЗ» содержала информацию о предоставлении преимущества исключительно субъектам малого предпринимательства.
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
24.11.2014